Д.М. ФАРХШАТОВА УФА, БАШГУ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Исторический путь психологии религиозного человека в нашей стране сложен и запутан. И на данный момент в этой области психологической мысли существует явный дефицит исследований. Это обусловлено тем, что в годы «застоя» религия рассматривалась в русле научного атеизма. Исследования проводились с целью антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. На сегодняшний день эта область психологических знаний является социально и культурно актуальной, потому что современные тенденции развития мировой цивилизации и культуры, кардинальные перемены, произошедшие в стране за последнее десятилетие, привели к росту в жизни людей роли духовного аспекта жизнедеятельности, в том числе и религиозного. Потеря существовавшей ранее социальной стабильности способствовала тому, что люди в поисках чего-то более устойчивого и надежного чаще стали обращаться к религии. Люди в своих стремлениях к духовному выбирают традиционные для России конфессии. И в первую очередь, это христианство и ислам.

Человек не рождается религиозным, он становится таковым в процессе взаимодействия с социальной средой. Религия формирует систему его ценностей и норм, и следовательно, выступает регулятором поведения в различных жизненно важных сферах (образовании, семейной жизни, культуре, политике и т.п.).

Следует отметить, что в современной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации». Одни авторы рассматривают это понятие как отношение личности к жизненным ценностям (Л.О. Лотар, М.В. Демина и др.), другие — как направленность личности на ценности (Б.Г. Ананьев, В.А. Ядов и др.), третьи — как представления о жизненных ценностях (К. Клакхон, Г. Олпорт и др.). Таким образом, ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуа-

114 ций. Религия прививает верующим специфическую систему ценностных ориентации, которая характеризуется тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из веры в существование сверхъестественного мира. Ценностные ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением.

Целью нашего исследования стало системное изучение ценностных ориентаций лиц, исповедующих ислам и христианство.

Эмпирическую базу составили учащиеся Российского исламского университета духовного управления мусульман России в городе Уфа (n=20) и 16 учащихся из семей, исповедующие христианство. Возраст испытуемых варьировал от 19 до 25 лет.

В качестве психологического инструментария эмпирического исследования применялась методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева). Полученные данные обрабатывались посредством непараметрического U — критерия Манна — Уитни для независимых выборок.При оценке нормативных ценностных ориента-ций христиан и мусульман были выявлены различия по таким мотиваци-онным целям, как конформность (U=69,00 при p<0,05), традиции (U=96,00 при p<0,05), доброта (U=115,50 при p<0,05), универсализм (U=143,00 при p<0,05), самостоятельность (U= 56,50 при p<0,05), гедонизм (U= 82,50 при р<0,05)и достижения (U= 123,50 при p<0,05).

Таким образом, для христиан в большей степени характерно сдерживание деструктивных действий и побуждений, сохранение и повышение благополучия близких людей, а также понимание, терпимость и защита благополучия людей и природы. В тоже время, у мусульман сильнее выражены уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи, самостоятельность мысли и действий, стремление к личному успеху. Также для мусульман характерно получение наслаждения и чувственного удовольствия.

На уровне нормативных идеалов лица, исповедующие ислам в качестве наиболее значимых ценностей указали дружбу, мир во всем мире и уважение традиций. В число отвергаемых, характеризующихся низкой субъективной значимостью, в выборке мусульман попали ценности гедонизма и изменчивой жизни. В выборке христиан на этом же уровне в качестве наиболее значимых ценностей выступили мир во всем мире и смысл жизни. И отвергаются такие ценности как авторитет, социальная сила и жизнь полная впечатлений.

При оценке индивидуальных ценностей были выявлены различия по таким характеристикам, как традиции (U=33,00 при p<0,05), самостоятельность (U = 124,00 при p<0,05), гедонизм (U = 71,00 при p<0,05) и достижения (U=121,00 при p<0,05). Таким образом, уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи, самостоятельность мысли и действий, стремление к наслаждению (чувственному удовольствию) и потребность в личностном успехе в большей мере проявляются у лиц, исповедующих ислам. На уровне индивидуальных приоритетов в выборке мусульман в качестве наиболее значимых ценностных образований испытуемые отметили послушность, благочестивость и уважение родителей и старших. Наименьшие предпочтения респонденты отдали удовлетворению своих желаний, открытости чужим мнениям и принятию жизни.

В выборке христиан на этом же уровне в качестве предпочитаемых ценностей выступили успешность, целеустремленность и ответственность. В число ценностных структур, обладающих малой значимостью, вошли гедонизм и принятие жизни. Таким образом, для христиан характерно убеждение в том, что человек сам является творцом и созидателем собственной жизни.

Подводя итог, следует отметить, что в целом выборку мусульман характеризует направленность на заботу и помощь окружающим, сохранение признанных обычаев и традиций, установление гармонии, стабильности в обществе и взаимоотношениях. Для выборки христиан характерен высокий уровень рефлексивности, большая направленность на внутренний мир человека и его духовное развитие, чем на ориентиры, направленные на достижение социального статуса и позиций. Данные положения могут говорить об определенной целостности и устойчивости субъектного пространства, об отсутствии непреодолимых барьеров и затруднений.

Библиографический список 1.Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. 335с.

2. Карандашев В.Н. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. М.: Речь, 2004. 72 с.

3. Сидоренко Е. В.Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.

4. Угринович Д. М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. 352 с.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И НАПРАВЛЕННОСТЬ АГРЕССИВНОСТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ
САМОСОЗНАНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ПРЕД-СТАВИТЕЛЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ
Иванова К.С. ЦЕННОСТНЫЕ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕСТУПНИКОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
Шалбанова Е.В. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В УСТОЙЧИВОЙ РЕМИССИИ
ШАЛБАНОВА Е.В. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОД-РОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
Матасова И. Л. Шаталина М. А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОН- НОЙ СФЕРЫ ЖЕНАТЫХ И РАЗВЕДЕННЫХ МУЖЧИН
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМОРАЗВИТИЯ У АВИСИМЫХ И ЛИЦ БЕЗ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПЕРИОДЫ МОЛОДОСТИ И ВЗРОСЛОСТИ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ
Васильева Т. П. Сравнительный анализ психоло-гической эффективности различных образователь-ных систем обучения
3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МНОГОМЕРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ДИАПАЗОНОВ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ.
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ: АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Полтавцева Н.С. Сравнительный анализ проявле-ний тревожности у девочек пубертатного возраста с различным уровнем психического развития, страдаю-щих функциональными нарушениями репродуктивной системы
Чернышкова Елена Юрьевна ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
2.4.4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
ПОПОВ А.И. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
Меньщикова А.Л. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Добавить комментарий