Ж.И. Федорова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ

Можно сказать, что основная цель психологической практики — помочь человеку чувствовать себя более счастливым. Исследования переживания счастья как психологического феномена американские ученые начали проводить в начале XX в., а ко второй половине про-

шлого века относится первая попытка систематизировать исследования переживания счастья, которая принадлежит М. Аргайлу. Его труд «Психология счастья» включает результаты исследований американских психологов бихевиористской и гуманистической школ. По Ар- гайлу, счастье есть состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, частота и интенсивность положительных эмоций и общая рефлексивная оценка человеком прошлого и настоящего. М. Селигман, основатель школы «позитивной психологии», сконцентрировал внимание на изучении феномена счастья, определив термин «счастье» как «субъективное благополучие» (subjective well-being).

Для исследования структуры и уровня переживания счастья позитивные психологи предлагают такие разработки, как шкала удовлетворенности жизнью Динера (Satisfaction With Life Scale — SWLS) и шкала счастья Фардиса (Happiness Measure — HM). Позитивная психология, по словам М. Селигмана, «изучает позитивные чувства, чтобы помочь людям развивать положительные черты характера и достичь того, что Аристотель назвал «благой жизнью» (eudamonia). Селигман и его сторонники предполагают в своих исследованиях «решить» существовавший с античных времен дуализм в понимании счастья представителями различных философских школ. Это: гедонизм, согласно которому целью поведения служат единичные удовольствия, и эвдемониче- ское направление, которое определяет счастье как конечную цель поведения, систему жизни, в которой совокупность удовольствий перевешивает страдания.

Очевидно, что идеи бихевиоризма и психоанализа классического толка уходят корнями в гедонистическое понимание счастья, в то время как идеи гуманистической и экзистенциальной психологии питает определение счастья как эвдемонии. Показателен тот факт, что понятие о счастье в отечественной философской и психологической литературе «ковалось» на фоне критики эвдемонического / гедонистического понимания счастья как переживания, «замкнутого» в себе, сводящегося к тавтологии: «стремление к чему бы то ни было есть, конечно, стремление к успешному осуществлению задачи, симптом успеха есть чувство удовлетворенности, но она — только симптом достижения цели, а не сама цель» (Н.

Лосский).

Таким образом, выделяются два вида переживания счастья: деми- ургическое (Н. Лосский относит сюда эвдемонизм / гедонизм) и мессианское (здесь рассматриваются понятия благодати, любви, причастия). Здесь уместно указать на этимологический анализ термина «счастье»: с-частье, со-участие, со-причастность, со-бытие. В данном контексте

понятие «счастье» есть соединение с чем-то, ощущение себя как части целого, наиболее близким по смыслу предлагается понимать слово «при-частие». Действительно, в православной традиции счастье без причастия невозможно, т. е. счастье в «отечественном» понимании — не только некий положительный аффект, но и интенциональное переживание (Н. Бердяев, А. Введенский, Н. Лосский), сродни желанию «обнять всех и вся», ощущению «предельного расширения личности» (Н. Лосский, В. Штерн, М. Достоевский, П. Флоренский и др.), сопровождающееся надеждой на позитивное трансцендентное будущее.

Безусловно, более точное определение термина «счастье», соответствующее менталитету наших соотечественников (И. А. Джида- рьян), а также изучение соотношения переживания счастья и свободы, веры (религиозности), любви, надежды (оптимизма), исследования счастья как явления эмоциональной жизни человека (Д.А. Леонтьев, Д.А. Петровский, А.З. Шапиро) имеют большую ценность для развития теории и практики консультирования в отечественной психологии.

Таким образом, на сегодняшний момент можно выявить три направления для понимания / описания переживания счастья: гедонистическое, эвдемоническое и трансцендентное. Очевидно, что каждому пониманию соответствует не только определенная глубина, интенсивность, длительность и смысловое наполнение ощущения счастья, но и определенное личностное отношение ко времени (Ф. Зимбардо, Дж. Бойд). В данном контексте мы обнаруживаем, что личность может быть более ориентирована либо на счастливое гедонистическое настоящее, либо нацелена на эвдемонию («благую жизнь») в недалеком будущем, либо ее ощущение счастья имеет «трансцендентную» направленность.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
3.6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.3. Основные современные направления исследования метапознания
Чикалова Е. А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТЦОВСТВА
ГЛАВА Основные направления в ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
8. ИССЛЕДОВАНИЕ СЧАСТЬЯ.
Эволюция бихевиоризма и психоанализа рубежной психологии. Основные научные направления отечественной психологии человека» Основные формы объяснения психических механизмов целенаправленной активности человека.
Основные направления современной психологии
Основные направления практической психологии
Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ
1.3 Основные направления психологии человека как науки
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (РАЗДЕЛЫ) СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДУХОВНЫМИ КРИЗИСАМИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО ВОПРОСАМ КАРЬЕРЫ
2.1. Основные направления изучения беспомощности в зарубежной и отечественной психологии
Вопрос 1. Психологическая служба организации: основные функции и направления работы
КУЛЬКОВА Т.Ю., ЧЕРНОВА Н.А. АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Кулькова Т.Ю., Чернова Н.А. Американские ученые об основных направлениях социаль-ной психологии
11.5. НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Добавить комментарий