ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.

Предметом феноменологического подхода являются субъективные переживания человека по поводу смысла жизни и связанных с ним феноменов: осмысленности и бессмысленности жизни, смыс- логенных ценностей, ситуаций смыслообретения и смыслоутраты, а также иных значимых по своему смыслу для личности объектов и явлений жизненного мира. Любое феноменологическое исследование нацелено на ясное, точное и систематичное описание смысло- жизненных переживаний, раскрытие их структуры и специфики по сравнению с другими феноменами. Сообразно с этим источником эмпирической информации в феноменологическом подходе оказываются интроспективные самоотчеты испытуемого (устные или письменные), описывающие содержание, динамику, модальность, интенсивность его внутренних переживаний по поводу своей жизни и ее смысла. Продуцирование таких самоотчетов требует от испытуемого глубокого осознания тех или иных аспектов индивидуального жизненного пути и внутреннего мира, а от исследователя — обеспечения условий, стимулирующих эту рефлексивную работу. Наиболее распространенными методами сбора эмпирического материала при этом служат открытая, неструктурированная беседа, разворачивающаяся в условиях доверительных, паритетных отношений между исследователем и испытуемым (феноменологическое интервью), либо свободное письменное эссе на заданную тему. Протоколы бесед и тексты эссе в дальнейшем анализируются исследователем, причем способы вычленения смысла варьируют от интуитивного инсайта исследователя до формализованного контент-анализа.

Эмпирическое изучение смысла жизни в психологии и психотерапии, собственно говоря, и начиналось с применения феноменологического подхода, конкретным воплощением которого служила клиническая беседа [26; 118; 133]. В настоящее время количество эмпирических исследований смысла жизни, опирающихся на феноменологические методы, стремительно растет. Феноменологический подход позволяет вскрыть либо содержание (источники), либо временную локализацию смысла жизни, т.е. высвечивает исключительно феноменологическую плоскость. Освещение личностного и жизнедеятельностного аспектов смысла в рамках феноменологического подхода недопустимо, поскольку он уводит исследователя от «чистого опыта» и апеллирует к недоказуемым «гипотетическим конструктам». С точки зрения ортодоксальной феноменологической традиции такие понятия, как «смысловые структуры», «мотивы», «механизмы смысловой регуляции» и другие, вообще являются научными мистификациями.

Исследователь должен отречься от априорных теоретических допущений и гипотез относительно смысла жизни и не выходить за границы описания того очевидного эмпирического опыта, которым с ним поделился испытуемый. При интерпретации результатов феноменологического исследования он должен воздерживаться от натягивания «плоти» эмпирических фактов на «скелет» теоретических понятий и гипотез, не пытается втиснуть переживания испытуемого в терминологический аппарат какой-либо теории. Конечные результаты исследования могут быть верифицированы эмпирическим, житейским опытом испытуемого, но не содержанием научной теории.

Внутри феноменологического подхода к эмпирическому изучению смысла жизни подразделяются несколько направлений, каждое из которых отличается своими философско-теоретическими корнями и процедурными моментами. Большая часть феноменологических исследований смысла жизни выполнена в рамках двух направлений: эмпирической феноменологии [161; 162] и феноменологической эвристики . Между техниками феноменологического анализа в этих двух направлениях нет непроходимой пропасти и, что еще существеннее, они едины в своих базовых методических установках, которые можно обобщить следующим образом:

— постановка таких вопросов в исследовании, которые живо интересуют и задевают самого исследователя;

— стремление к анализу повседневных переживаний, не поддающихся количественным исчислениям;

— концентрация на целостном переживании, а не на отдельных его частях;

— поиск сущности и смысла переживаний вместо попыток его объяснения внешними или внутренними причинами;

— использование интроспективных самоописаний в качестве основного источника получения психологических данных;

— беспредпосылочная оценка полученных данных вне контекста каких-либо теоретических гипотез, конструктов и допущений;

— употребление естественного языка в противовес искусственной терминологии и абстрактно-символическим описаниям [116; 117; 174; 188].

В целом, если оценивать феноменологический подход к эмпирическому изучению смысла жизни сквозь призму введенных выше параметров, то он оказывается субъективным, интенциональным, идеографическим, качественным, диалогическим, недирективным.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ НЕОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ.
Феноменологический подход
КАУЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ЖИЗНИ.
КАУЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ЖИЗНИ.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ И СТАНОВЛЕНИЕМ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
6.1 Формальные и эмпирические подходы
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
УПРАЖНЕНИЕ «АУКЦИОН СМЫСЛОВ ЖИЗНИ».
Добавить комментарий