ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Рассматривается феноменология исследований гендерной специфики межличностного взаимопонимания с позиций культурно-научной традиции постмодерна. Дается общее обоснование избранной методологической базы исследования и его методов.

В последние годы в психологии отмечается повышенный интерес к проблематике социального и культурного осмысления человеческого пола, ставится под сомнение жесткое деление людей на две группы, считая, что оно приводит к возникновению многих психологических проблем. Как проницательно указывает И.С. Кон: «…гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотомические схемы» [2, с. 459]. В связи с этим сегодня наблюдается увеличение исследовательской активности в области гендер- ных исследований в психологии, вместе с тем растет их популярность и как междисциплинарной исследовательской практики.

В рассмотрении феноменологии гендерных исследований межличностного взаимопонимания мы будем опираться на гендерный подход и постмодернистские культурно-научные психологические воззрения, согласно которым, понятия «гендер» и «пол» рассматриваются несколько иначе, чем с классических или модернистских позиций. Так, с точки зрения культурных классических традиций в науке ключевыми в содержании понятия «пол» являются биолого-эволюционные представления, а «гендер» в данной связи мыслится как так называемая сводная биосоциальная характеристика, где анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных отношений, другими словами, гендер здесь выступает как социальная «надстройка» пола, его культурный коррелят [2; 3, с. 25].

Модернистская культурно-научная традиция характеризуется двойственным трактованием категории «пол» — пол как биологический факт и как социокультурный феномен, т.е. субъективный образ, определяемый социокультурными факторами. Понятие «гендер» в данном случае рассматривается как субъективные представления о том, чем является для человека его субъективно существующий пол, здесь гендер выступает как «культурная схема», которая упорядочивает и типизирут любое связанное с половой принадлежностью знание личности о себе, параллельно «ген- дер» трактуется как особый социальный институт, обеспечивающий функционирование отношений власти и подчинения в обществе, согласно третьему определению «гендер» — система межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального порядка [3, с. 25 — 27].

В ракурсе постмодернистской культурно-научной традиции в психологии понятия «пол» и «гендер» представляют собой два разных способа социального конструирования, два способа репрезентации сексуальности личности. Биологический пол как объективный феномен не существует, поскольку он здесь является социальным конструктом, социальной категорией, приписываемой биологическому организму на основании произвольно установленных критериев. Другими словами, не только социальные роли, но и принадлежность к полу приписывается людям в процессе взаимодействия и обусловливается культурным контекстом [3, с. 87].

Таким образом, в основе исследований гендерных аспектов личности с позиций классической науки лежит поиск биологических коррелятов для объяснения социально-психологических данных, а биологические факторы в данном случае рассматриваются как причина установленных различий и основа для их интерпретации. Принятие же постмодернистских позиций в гендерных исследованиях диктует поиск не самого факта наличия либо отсутствия различий между полами, а анализ социально- культурного контекста их создания, последствий полоролевой поляризации социальных функций мужчины, женщины и др. В данном случае ген- дер мыслится не как статичный, а как динамический результат постоянного обсуждения проблемы пола/гендера в обществе [2; 3].

В качестве методологической базы исследования гендерной специфики межличностного взаимопонимания нами избраны соцально-конст- руктивистский подход, существующий в рамках гедерной психологии, постмодернистский социокультурно-интердетерминистский диалогизм [6; 7], развиваемый В.А.Янчуком в рамках интегративно-эклектического подхода к анализу психологической феноменологии [4; 5], а также работы М.М.Бахтина, посвященные рассмотрению и анализу понимания и особенностям выстраивания процесса межличностного взаимопонимания.

В социально-конструктивистском подходе впервые был сделан акцент на признании значимости социальной ситуации, в контексте которой осуществляется процесс познания человека человеком и окружающего его мира, вместе с тем данный подход предполагает активное участие индивидов и понимание этого активного участия опосредованно социальным контекстом, в котором оно реализуется [5, с. 191]. Гендерные исследования, проводимые в рамках социально-конструктивистского подхода, основываются на идее социального конструирования гендерной составляющей личности, здесь утверждение факта различий между полами обусловлено не биологическими, а социокультурными основаниями. Среди наиболее представительных теорий данного подхода, с точки зрения изучения гендерных аспектов межличностного взаимопонимания, следует отметить этнометодологию Г.Гарфинкеля [1, с. 158 — 161; 3], социально-конструктивистскую теорию П.Бергера, Т.Лукмана [3, с. 83], а также драматургический интеракционизм И.Гоффмана [1, с. 163 — 165; 3].

В своей работе Г.Гарфинкель доказал, что различия пола и гендера кроются соответственно в приписываемом и достигаемом статусах, исследователь здесь выходит за рамки пола как биологической заданнос- ти. Новые факты приводят к заключению, что не только социальные роли, но и половая принадлежность приписывается людьми в процессе их взаимодействия, т.е. пол — тоже социальный конструкт, и гендерные отношения конструируются именно культурой, в рамках которой они работают [3, с. 87].

Факт социального воспроизводства тендера становится наиболее очевидным в ситуациях гендерного сбоя, поломки сложившихся культурных образцов мужского и женского поведения [3, с. 84]. В процессе выстраивания эффективной системы межличностной коммуникации, нацеленной на достижение межличностного взаимопонимания, одним из основных и необходимых условий является возможность категоризации по признаку пола его участников: каждому необходимо знание пола другого для вступления и дальнейшего выстраивания эффективной коммуникации, в противном случае, когда такая идентификация невозможна, — возникает коммуникативный сбой, и, разумеется, ни о каком достижении межличностного взаимопонимания в подобной ситуации говорить не представляется возможным.

Как указывают З.Здравомыслова и А.Тем- кина: «приписывание пола является базовой практикой повседневного взаимодействия; она становится обычно нерефлексируемым фоном для коммуникации во всех социальных сферах и избавиться от нее не представляется возможным. Когда она затруднена, возникает коммуникативный срыв» [1, с. 161].

С точки зрения теории драматургического интеракционизма И. Гоф- фмана и работ его последователей, любая существующая или виртуальная ситуация межличностного общения гендерно специфична, так как вызывает работу воображения, опирающуюся на опыт повседневности, снабженный гендерным маркером, в то же время, используя гендерные языковые формы, мы активизируем представления о том, как должны себя вести женщина или мужчина в той либо иной ситуации и что мы потенциально можем ожидать от каждого из них в любой из таких ситуаций, вступая во взаимодействие. Другими словами, всякая ситуация взаимодействия гендерно специфична и избавиться от этого не представляется возможным, это потребовало бы изменения не только практик повседневности, но и дискурсивных структур языка. Принятие и учет фактов различий, а также специфичных культуральных гендерных особенностей, следование им в процессе взаимодействия ведет к выстраиванию эффективной системы коммуникации и открывает потенциальные возможности в дости- жени межличностного взаимопонимания.

Постмодернистский социокультурно-интердетерминистский диало- гизм представляет расширенные продуктивные возможности в углублении понимания и объяснения человеческого феномена как био-психо-со- циальной сущности в его рационально-иррационально-экзистенциальном измерениях с учетом интердетерминированности социокультурными и физическими контекстами бытия [6; 7]. В данном подходе межличностное взаимопонимание рассматривается как со-конструирование разделяемых полей значений и контекста взаимодействия, осуществляется в процессе диалогических взаимоотношений, созвучных идеям диалога М.М.Бахтина. Вместе с тем здесь реализуются посылы интегративно-эк- лектического подхода , предполагающие «привлечение к анализу находок и достижений тех подходов, которые с большей отдачей работают в конкретной феноменальной области с последующей возможностью диффузии инсайтов и идей, их критической рефлексии» и пр. [8, с. 205].

Целесообразно, на наш взгляд, также обратить исследовательский интерес на анализ содержания концепции понимания М.М. Бахтина. Ее ресурсы направляют исследовательскую инициативу по изучению гендер- ных различий в межличностном взаимопонимании к плоскости значений смыслов, субъективных интерпретаций, побуждений и мотивов, переживаний участников исследования с учетом их многомерности, личностной уникальности, социокультурной включенности, постигаемых только в диалоге и при установлении диалогических взаимоотношений.

Рассматривая специфику методов, применяемых в изучении обозначенного проблемного поля, необходимо отметить их преимущественно качественный характер, что, по нашему мнению, может объясняться как их содействием в стремлении к более глубокому раскрытию и озвучиванию различных миров (субъективных, объективных, контекстуальных и пр.), так и недирективной позицией исследователя в процессе их реализации. В связи с этим в гендерных исследованиях находят свое применение феноменологичекое интервью, изучение случая, анализ нарратива, анализ дискурса, биографический метод, фокус-группы, многоголосое исследование и др. Рассматривается использование процедуры методологической триангуляции , потенциал которой реализует возможность комбинирования качественных и количественных методов, что позволяет повысить валидность получаемых результатов за счет расширения применяемых методов анализа, теоретических подходов, исследовательских данных [5, с. 321 — 332; 4, с. 168 — 169].

Вполне допустимо, это не есть исчерпывающий список подходов и теорий, в направлении которых возможна исследовательская инициатива в рамках рассматриваемого проблемного поля, несомненно, многое зависит от предпочтений исследователя, преследуемых целей проводимого им исследования. Однако представляемые научные подходы, по нашему мнению, являются взаимодополняющими в выстраивании специфичной методологии исследования гендерной проблематики межличностного взаимопонимания, открывают новые продуктивные возможности для более пристального, качественно глубокого анализа и познания психологической феноменологии человека и его бытия. Более того, методологии, базирующиеся на изучении гендерных различий, межличностного взаимопонимания между людьми и ориентированные по своему содержанию на понимание и взаимопонимание, должны быть диалогическими и экзистенциально-феноменологическими по своей сущности [6, с. 221].

Список литературы

1. Здравомыслова, Е. Социальное конструирование гендера: феминистская теория / Е.Здравомыслова, А Темкина // Введение в гендерные исследования: учеб.

пособие. В 2 ч. / под. ред. И.А.Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але- тейя, 2001. — Ч. 1. — 807 с.

2. Клецина, И.С. Введение / И.С. Клецина // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С.Клециной. — СПб.: Питер, 2003.

3. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия / И.Г.Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2006.

4. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию /

B. А. Янчук. — Минск, 2005.

5. Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход / В.А.Янчук. — Минск, 2000.

6. Янчук, В.А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования / В.А.Янчук // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2, вып. 1. — С. 207 — 226.

7. Янчук, В.А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива в научном объяснении психологической феноменологии. / В.А.Янчук // Методология и история психологии. — 2008. — Т. 3, вып. 1. —

C. 279 — 294.

8. Янчук, В.А. Постмодернистский, социокультурно-интердетерминистский диалог как перспектива позиционирования в предмете психологии / В.А.Янчук // Методология и история психологии. — 2006. — Т. 1, вып. 1. — С. 193 — 206.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
УДК 159.923.О.Г. МИТРОФАНОВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОПОНИМАНИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСОВ, АРАБОВ И БЕЛОРУСОВ)
Смирнова Дарья Николаевна СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ЭКОНОМИСТОВ
В. В. Зайцева ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
9.2. Результаты исследования тендерных особенностей личностной беспомощности в рамках социально-психологического подхода
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К вопросу о методах исследования смысла межличностных отношений
ШАПОВАЛОВА О.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ШИЛКО Р.С. МОДИФИКАЦИЯ ЗАДАЧИ СТРУПА К СПЕЦИФИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ
СПЕЦИФИКА КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОГО ПЕРИОДА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НОВЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
СПЕЦИФИКА КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОГО ПЕРИОДА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НОВЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ЗУБКОВА Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИФИКИ ПРЕДБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ СОГЛАСОВАННОСТИ В ДОБРАЧНОЙ ПАРЕ
Величко Ярослава Михайловна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИПИСЫВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ПОДРОСТКАМИ
Радченко Светлана Андреевна, Кружкова Ольга Владимировна ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАДИАЛЬНО-ЛУЧЕВОГО СТРОЕНИЯ ГОРОДА
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ
Добавить комментарий