ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Знание явлений внимания и невнимания — то есть феноменологии внимания — и умение их различать необходимо каждому психологу, независимо от его практической специализации.

В современной психологии феномены внимания разделяют на субъективные и объективные явления, сопровождающие акт внимания.

Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека:

— на психофизиологическом уровне — это такие индикаторы, как биотоки головного мозга, состояние сердечно-сосудистой системы, особенности дыхания, микродвижения глаза и т.п.;

— на мышечном, двигательном уровне — это макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств (например, установка глаза на объекте внимания и т.п.);

— характерные поведенческие комплексы (поза внимания, поза невнимания), включающие специфическую мимику, жесты, повороты и наклоны головы и т.д.

Субъективные проявления, сопровождающие акт внимания, представлены:

— формальными характеристиками когнитивных содержаний сознания (ясность — смутность, отчетливость — расплывчатость, живость — неподвижность);

— характеристиками содержаний аффективной сферы (интерес — отсутствие интереса, удивление — безразличие и т.п.);

— характеристиками содержаний волевой сферы (напряженность усилий — отсутствие напряженности, активность — пассивность и т.п.).

Субъективно состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части: фокальную и периферическую. Феномен внимания связывают именно с фокальной частью, в которой объекты осознаются ясно, отчетливо, ярко и живо. При этом о ясности психических образов говорят в том случае, если в них различимы детали; об отчетливости — если образы резко выделяются среди прочих содержаний сознания; живость образов восприятия и памяти, находящихся в фокальной части сознания, обнаруживается в их сближенности, что создает эффект эйдетизма.

Одной из важнейших характеристик образов этой части сознания является их действенность. Она проявляется в том, что они обеспечивают единство и взаимосвязь всех актуально протекающих осознаваемых процессов. Не случайно внимание называют «монархом сознания», поскольку именно оно организует поток актуальных мыслей, переживаний и действий человека.

Другой характеристикой фокальной области сознания является эмоциональная окраска объекта внимания. Так, например, длительное внимание к любому объекту, по мнению некоторых психологов, вызывается и поддерживается благодаря процессу идентификации, вследствие чего данный объект становится позитивно или негативно значимым для человека. Ч.Тарт на основании такого понимания проводил следующий демонстрационный эксперимент: он ставил на стул посередине комнаты пустую сумку и просил всех участников эксперимента сосредоточить свое внимание на ней, попытаться идентифицировать себя с этим предметом, думать о ней как о своей любимой сумке, о которой следует заботиться, как о самом себе. Спустя несколько минут экспериментатор неожиданно сильным ударом сбивал сумку со стула.

Это действие вызывало у всех участников эксперимента сильную аффективную реакцию — гнев, возмущение, у некоторых даже физическое ощущение боли.

Вклад внимания в регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивает такие эффекты, как увеличение продуктивности и качества деятельности, приобретение знаний, обеспечение бдительности и др.

Вместе с тем внимание может быть фактором дезорганизации деятельности. Примерами могут служить «развал» навыка при усиленном внимании к совершаемым действиям, феномен смыслового пресыщения, возникающий при непрерывной зрительной или слуховой фиксации на слове. Негативным следствием длительного произвольного внимания может стать утомление. В этой связи психологи отмечают, что невнимание не всегда является недостатком, порой оно служит желательным «предохранительным клапаном», который защищает сознание от информационной перегрузки.

Динамика и совокупность названных выше объективных и субъективных проявлений внимания в каждом отдельном случае образуют различные структуры состояний, видов и свойств внимания: например, состояния бдительности, концентрации; виды внимания — активное и пассивное, произвольное и непроизвольное; а также такие свойства, как способность к переключению, распределению и т.п.

Проявлением, противоположным вниманию, является невнимание. Феноменология невнимания представлена различными явлениями, среди которых наиболее известна и изучена рассеянность. Она понимается как неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Имеющиеся данные позволяют дифференцировать состояние рассеянности, выделяя такие ее виды, как:

— истинная рассеянность, называемая также отупением или сонливостью. Ее признаки: преобладание вместо ясных восприятий и представлений неясных и смутных, уменьшение интеллектуального напряжения, фиксация взора в пустоту. Специальными техниками релаксации и медитации осуществляется контролируемое погружение в такое состояние;

— мнимая рассеянность, причина которой — глубокая внутренняя концентрация на объекте, в силу чего ее называют также «липким вниманием»;

— ученическая рассеянность, в основе которой лежит чрезмерная переключаемость, подвижность внимания, что дало ей название «порхающее внимание»;

— старческая рассеянность, возникающая в связи с плохой пе- реключаемостью в сочетании с недостаточно активной концентрацией внимания.

Феноменология невнимания не исчерпывается названными видами рассеянности и может быть представлена:

— направленным невниманием, то есть сознательным игнорированием определенных объектов (мыслей, воспоминаний, ощущений, другого человека и т.п.);

— привычным невниманием — игнорированием повторяющихся, привычных событий (например, тиканья часов, давления одежды и т.п.).

Таким образом, понятие «внимание» объединяет множество разнообразных феноменов психики человека, что обусловливает многозначность его понимания.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТЫДА.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ГЛАВА ФЕНОМЕНОЛОГИЯ САМООТНОШЕНИЯ
ЧАСТЬ II ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
8.1. Феноменология коммуникативного мира личности
ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Засорина Л.Н. ГОЛОС В БИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
ПЕРЕЖИВАНИЕ: МЕЖДУ КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНО-ИНТЕРДЕТЕРМИНИСТСКАЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА УГЛУБЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПСИХО-ЛОГИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРАНСА И НЕКОТОРЫЕ ИНДИВИДУ-АЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Добавить комментарий