Фидирко М.В. ГИБКОСТЬ КАК СПОСОБНОСТЬ ВЗАИМОПЕРЕХОДА ОБРАЗНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО «АЛФАВИТОВ» МЫШЛЕНИЯ

Теоретический анализ процессов творческого мышления [Пуанкаре А., Пономарев Я.А., Ротенберг В.С., Раушенбах Б.В. и др.] показывает, что в качестве существенного момента в них выделяется последовательная смена образного и логического компонентов мышления. Так, например, в опыте самонаблюдения А.Пуанкаре эти компоненты носят названия «сознательная» и «бессознательная» работа; для Б.В.Раушенбаха это логический и внелогический уровни сознания; взаимодействие двух видов организации контекстуальной связи в концепции С.В.Ротенберга и смена фаз логического и интуитивного поиска в психологическом механизме творчества у Я.А.Пономарева.

Также в психологической литературе есть данные, что для протекания любого по характеру (т.е. не только творческого) процесса мышления необходим взаимопереход образного и вербального его компонентов [Веккер Л.М., Гурова Л.Л., Малахова А.Д., Моляко В.А. и др.]. Таким образом, подчеркивается не последовательная смена образного и логического компонентов мышления, не фазность их при-сутствия в мыслительном процессе, а их постоянное взаимодействие, взаимопереходы на каждом этапе этого процесса.

Мы в своей работе придерживаемся позиции Л.М.Веккера, определяющего процесс мышления как обратный перевод информации с языка образов (симультанно-пространственных гештальтов) на символический язык (язык знаков). Описанный Л.М.Веккером механизм взаимодействия образного и логического компонентов мышления является общепсихологическим. Это некий теоретический конструкт, проявления которого в реальной действительности могут быть самыми разнообраз-ными и индивидуальными для каждого субъекта.

Мы считаем, что субъекты различаются по своей способности к гибкой смене или взаимопереходам образного и логического компонентов мышления, которые способствуют успешному решению нестандартных задач (эвристические задачи, для решения которых необходим элемент догадки).

В нашем исследовании обсуждается вопрос о взаимосвязи успешности решения творческих задач и гибкости взаимоперехода наглядно-образного и словесно-логического компонентов мышления. Предлагается новая трактовка гибкости как быстроты и адекватности переключения с одного из этих компонентов на другой при их определенном индивидуальном соотношении. Подобная гибкость помогает всесторонне рассмотреть проблему, увидеть ее в новом свете.

Для раскрытия вышеуказанной взаимосвязи были использованы следующие методики: методика М.Н.Борисовой, позволяющая определить соотношение уровня развития образного и логического компонентов мышления; тест словесно-цветовой интерференции Струпа, дающий возможность оценить гибкость взаимоперехода этих компонентов мышления; две творческие задачи, разработанные Ю.Н.Кулюткиным («Суахили» и «Наблюдатель на площади»).

На основе анализа эмпирических данных показано действительное существование значимой корреляции между гибкостью взаимоперехода вышеуказанных ком-понентов мышления и успешностью решения творческих задач. Также установлено, что при отсутствии такой гибкости возможно успешное решение творческой за-дачи, если последняя по характеру представленного материала соответствует доминирующему у субъекта способу переработки информации.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФИДИРКО М.В. ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И УСПЕШНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ОБРАЗНЫЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ КОД
ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ПРОТИВ РИГИДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Коломиец Екатерина Федоровна ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕРБАЛЬНОЙ И ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Как развить в себе способность к нестандартному мышлению
Наглядно-образное мышление.
И. К. Кулаженкова РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
УДК 159.Л. В. МЕНЬШИКОВА РОЛЬ ОБРАЗНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
УДК 159.Л. В. МЕНЬШИКОВА РОЛЬ ОБРАЗНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
ОБРАЗНЫЙ КОД И ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Взаимопереходы
ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПОНИМАНИЯ КОМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Добавить комментарий