Г. А. Фофанова ПРОБЛЕМА «ЗОНЫ КОНТАКТА» И «ЗОНЫ ОБМЕНА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

Современная образовательная субкультура характеризуется наличием большого количества коммуникативных практик, построенных вокруг характерных для них наук, составляющих основу образования и особенностей их предметов исследования. Сложное содержание современной науки воспроизводится и в образовательной среде. Программа подготовки специалистов в вузах представляет сочетание дисциплин специализации и общеобразовательных предметов, что требует от студентов определенного уровня ориентации в науках, принципиально отличающихся по содержанию, предмету исследования, пара- дигмальным координатам и способам познания.

Образовательная субкультура является носителем ряда уникальных особенностей. Направленная на формирование определенного типа мышления у принадлежащих к ее пространству субъектов, целенаправленно осуществляющая данный процесс с помощью специально организованных образовательных практик, она сталкивается с рядом сложностей, так как любое изолированное пространство рано или поздно оказывается перед лицом собственной предельности — ситуации, когда ощущается недостаток внутренних ресурсов для создания непротиворечивой концепции мира. В первую очередь с этим сталкиваются субъекты институциональной принадлежности, в нашем случае — студенты высших учебных заведений, осознающие нехватку ресурсов и объяснительных моделей, необходимых для познания и понимания как окружающего, так и собственного внутреннего мира. Эта ситуация переживается субъектом как дискомфортная, требующая определенных действий для изменения данного состояния.

В качестве одного из путей снижения напряженности можно рассматривать овладение лингвистическими практиками, характерными для данной субкультуры, после чего потенциально становится возможным создание с их помощью некоего описательного образа собственной самости, познание и понимание сущности последней. В то же время ни одна из образовательных субкультур не обладает законченной системой знаний, что диктует необходимость установления контактов с «соседствующими» субкультурами. Возникает вопрос о наличии в поле совместного существования образовательных субкультур специфической «зоны контакта» — смыслового пространства, характеризующегося пересечением прагматических интересов (тем и вопросов), касающихся вопросов самопонимания, самоотношения и самопрезентации субъекта.

Основная функция данной зоны заключается в подготовке условий для потенциального взаимодействия с пространством другой субкультуры.

После установления контакта следует уже говорить об актуализации «зоны обмена» субкультур. Под ней мы пониманием смысловое пространство, предполагающее наличие пересекающихся средств передачи содержания, с использованием символических ресурсов, характерных для взаимодействующих субкультур. Ориентируясь на опыт взаимодействия научных субкультур и ряд положений постмодернистского социокультурно-интердетерминисткого подхода, в условиях субкультурного деления необходимо возникновение и существование специфических речевых практик, используемых для достижения взаимопонимания субъектов внешнего и внутреннего диалога. Данные практики могут рассматриваться как содержащие в себе отпечатки механизмов, поддерживающих функционирование диалогической самости, в частности, в контексте образовательной субкультуры. К ним относится механизм пиджинизации, реализующийся в упрощении способов передачи содержания для достижения минимального уровня взаимопонимания субъектов коммуникации. Его проявления, в первую очередь, фиксируются в пространстве нарративного повествования субъекта, в результате чего содержание повествования редуцируется к более простым формам, содержащим общедоступный опыт и средства трансляции содержания минимальной сложности, представленные в обеих пограничных субкультурах и основной культуре. Механизм кре- олизации, в свою очередь, характеризуется усложнением изначально примитивных форм манифестации содержания повествования с целью обогащения опыта субъектов диалогического взаимодействия, и, как следствие, расширение протяженности зоны взаимного обмена, присутствующей между субкультурами, вступающими в контакт.

С нашей точки зрения, описанные механизмы могут рассматриваться и как средства, поддерживающие образовательную субкультуру. В то же время на уровне субъектов образовательной субкультуры данные механизмы могут выступать как в качестве инструмента социализации, так и в роли источника поддержания внутренней стабильности и целостности диалогической самости субъекта коммуникации.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Фофанова Галина Александровна ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ САМОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
3.5.1. ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ
4.2. Зоны роста
РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ КОМФОРТА ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ИЗОБИЛИЕ
Журавлев А.Л. ЗОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ В СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.В. Корсак ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Лебедева О.В. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Тарасов С.В., Тимофеев Ю.Т. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛ И ПРОБЛЕМА ЕЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Федосеева М. В. ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ПРОБЛЕМАМ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
Проблемы этнокультурного компонента в ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
И. А. Иванова, А. С. Султанова ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Добавить комментарий