ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В РУССКИХ И ХАКАССКИХ СЕМЬЯХ

Приобщение к культуре своего народа, ее присвоение, осознание этнических особенностей своей общности обуславливают формирование системы этно-психологических свойств личности, по словам А.Р. Лурия, способной отражать внешнюю действительность, мир социальных отношений и, в конечном счете, свой внутренний мир, сформированный в отношениях к объектам этнического мира и этническим субъектам. Значит, развитие и формирование эт-нического самосознания является важным условием развития этнической индивидуальности, определяющим фактором социализации жизнедеятельности людей.

Анализ литературы показал, что в последние годы в отечественной науке проблема этнического самосознания получила повышенный интерес у этнологов, историков, социологов и психологов (Арутюнян, Дробижева, Левкович, Лебедева, Солдатова, Кимеев, Кривоногов и др.). Методологические основания этих исследований строятся по принципу взаимодействия человека в контексте социальной группы с этнокультурной средой, раскрывающей истоки и характер социально-психологического образования этнической идентичности. Однако и до сегодняшнего времени отечественная наука нуждается в серьезных этнопсихологических методологических, теоретических, экспериментальных и эмпирических разработках по исследованию природы, сущности, структуры и уровней становления, механизмов проявления и функционирования, основных функций этнического самосознания.

В соответствии с актуальностью темы исследования были поставлены следующие гипотезы: 1) стили родительского воспитания оказывают влияние на ценностные ориентации детей; 2) типы нарушений семейного воспитания различны в русских и хакасских семьях; 3) авто- и гетеростереотипы родителей обуславливают авто- и гетеростереотипы детей; 4) ценностные ориентации родителей влияют на ценностные ориентации детей. Выборку исследования составили полные семьи хакасской и русской национальностей с детьми в возрасте 17–22 года.

Методы исследования: 1) библиографический анализ; 2) тестирование с использованием опросника Б.

И. Додонова по изучению эмо-циональной направленности личности; методики М.Рокича «Исследование ценностных ориентаций» в адаптации А.Гоштауса, А.А.Семенова, В.Я.Ядова; диагностического теста отношений, разработанного Г. У. Кцоевой на основе личностного дифференциала; опросника АСВ (анализ семейного воспитания); этнопсихологического опросника; 3) математическая обработка данных с помощью ли-нейной и ранговой корреляции Спирмена, критерия углового преобразования Фишера.

Теоретической основой исследования стали разработанные отечественной психологической, философской, этнографической науками концепции, раскрывающие основное содержание этнопсихологических явлений (Г.Н.Андреева, И.С.Кон, П.Н.Шихирев, В.Ю.Хотинец и др.). Методологической основой исследования выступили кардинальные положения о целостном процессе формирования всесторонне и гармонично развитой личности, о социально-исторической природе национальной психологии, о детерминирующих ее объективных факторах.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: 1. При анализе семейного воспитания выявлены стати-стически значимые различия между мужчинами и женщинами. Так, в русской выборке обнаружено преобладание воспитательной неуве-ренности в отношениях с ребенком у мужчин. Однако, в хакасской выборке преобладание воспитательной неуверенности в отношениях с ребенком характерно для женщин. Также в хакасской выборке наблюдается сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка. Для мужчин характерно предпочтение мужских качеств. 2. Такие стили воспитания, как потворствующая и доминирующая гиперпротек-ция, влияют на выбор детьми определенных ценностей. Однако выбор наиболее важных жизненных ценностей зависит и от этнической общности, к которой принадлежит индивид. 3. Авто- и гетеростереотипы родителей обуславливают авто- и гетеростереотипы детей. 4. Ценностные ориентации родителей влияют на ценностные ориентации детей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Федоткина А.Г. Особенности представлений о русском этносе русских и хакасских студентов
Карпенко В.В. ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Малявина С.С. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В РУССКИХ, МОРДОВСКИХ И ТАТАРСКИХ СЕМЬЯХ
Н.О. Леоненко ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ХАРАКТЕРА И ЛИЧНОСТИ
Смолина Т.Л. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ исследование этнических стереотипов русских и поляков
Т.А. Попова ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ У РУССКИХ И КОМИ-ПЕРМЯКОВ
НАФАНАИЛОВА М.С. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ САХА
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Румянцева П.В. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ
Давыдович Е.М. этническоЕ самосознаниЕ как фактор социализации современного чело-века
ДАВЫДОВИЧ Е.М. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗА-ЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Белякова М., Пенина С., Харитонова Т. ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ РУССКИМ: ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ПРИВЯЗАННОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ
КАНЕВСКАЯ Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ
Добавить комментарий