ГЛАВА 4. ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ И ЕЁ ОБОСНОВАНИЕ

Нельзя жить приятно, не живя разумно.

Эпикур

Говоря о достижении счастья в предыдущих главах, я делал упор на таких качествах, как умеренность и разумный эгоизм. Хотелось бы сравнить данные понятия с так называемыми «универсальными добродетелями», которые выделил известный американский психолог М. Селигман в результате анализа литературы, относящейся к различным культурам. Данные добродетели — мудрость и знание, мужество, любовь и гуманизм, справедливость, умеренность, духовность — признаются во всех культурных и религиозных традициях, и поэтому названы универсальными.

Сразу же отметим, что умеренность присутствует в обеих схемах. Мужество и справедливость, как мы могли видеть, свойственны разумному эгоисту на пути к самореализации, а мудрость состоявшейся личности наступит в качестве достойного вознаграждения. Я уже отмечал, что разумный эгоист представляет собой целостную личность с необычными духовными переживаниями (см. предыдущую главу). Он также ценит стабильные и надёжные отношения с немногими близкими людьми, и в этом смысле способен к любви и дружбе. Поэтому заявляю с чистой совестью: в моей схеме «всё включено»!

А теперь — Формула Счастья:

Необходимость умеренности и разумного эгоизма я обосновал достаточно подробно. Здоровье (хотя бы его обычный, «нормальный» уровень) включено в схему в качестве необходимого условия для проявления уровней 2 и 3. Понятно, что физически тяжелобольной человек вряд ли сможет думать о самореализации, а психическое расстройство вообще выводит его за рамки этой схемы.

Здоровье — это уровень организма (первый уровень).

Разумный эгоизм относится к уровню личностной самореализации (второй уровень). Умеренность отвечает за взаимодействие с окружающим миром (третий уровень). При этом умеренность положительно влияет на уровень здоровья, которое, в свою очередь, питает энергией проявления разумного эгоизма. Одновременно с этим умеренность всегда стоит «на страже», готовая ограничить излишние проявления эгоизма, если он случайно перейдёт допустимую, разумную грань. В то же время «здоровый эгоизм» (уровни 1 и 2) порождает умеренный оптимизм на третьем уровне.

Говоря об уровне 2, хочу ещё раз подчеркнуть роль разума, развитого интеллекта, здравого смысла, позволяющего придать эгоизму новое, гуманистическое качество. Собственно, человек должен проявлять индивидуальность в аспекте самореализации, что придаёт его жизни смысл и уникальность. В остальных, менее важных вопросах, рациональным выбором будет умеренность, сберегающая здоровье и силы для главных свершений. Я полностью уверен в данной схеме и меня беспокоит лишь один момент: как быть людям, которые интеллектом не обременены, а потому не только не смогут разумно направить свой эгоизм на путь самореализации, но и сдержать его неразумные проявления? Таким читателям на данный момент могу дать лишь один совет: живите умеренно до тех пор, пока не обнаружите свои индивидуальные таланты. Не вредите окружающим людям — среди них есть разумные эгоисты, стремящиеся к счастью!

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЛАВА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТА
ГЛАВА 1; Теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и; личностной изменчивости, у молодежи в современной России.
СЧАСТЬЕ
12.10. СЧАСТЬЕ
Часть II. Заменители счастья
УПРАЖНЕНИЕ «СЧАСТЬЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ».
СЛОВЕСНЫЕ ФОРМУЛЫ ВНУШЕНИЯ
ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СЧАСТЬЕ
ФОРМУЛА
Часть III. Мудрое счастье
8. ИССЛЕДОВАНИЕ СЧАСТЬЯ.
ЧАСТЬ IV СИЛА МЫСЛИ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ
Серов К СИСТЕМАТИКЕ ФОРМУЛ ПСИХОЛОГИИ
8.4.1. ОБОСНОВАНИЕ
ФОРМУЛА ФЛЕША (FLESCH FORMULAS)
МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СЧАСТЬЕ В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛИ?
Добавить комментарий