ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Завершая рассмотрение вопроса о восприятии музыки, обсудим его функциональную роль в контексте функционирования всей аудиальной системы. Музыка, так же как и речь, является интегративной составляющей всех человеческих культур и всех обществ. Каждая группа более или менее самостоятельно создала уникальную музыкальную форму, которая является одним из ее основных культурных достижений. Многочисленные примеры различных психологических и физиологических процессов, рассмотренные нами, позволяют высказать предположение о том, что универсальные и нередко чрезвычайно сильные переживания, вызванные восприятием музыки, должны исполнять некоторые адаптивные функции. Более того, выше уже отмечалось, что у большинства индивидуумов в правом полушарии мозга есть определенный участок, специально предназначенный для восприятия музыки. Исходя из исключительной «экономности» нервной системы можно предположить, что эта анатомическая специализация и ее продукт возникли в ре* зультате эволюции для обеспечения некоего адаптивного преимущества, «обслуживающего» некую биологически важную функцию.

Музыка — источник огромного эстетического наслаждения. Сочетание сложных, но упорядоченных паттернов с эмоциями, напряжением, сменами настроений, неопределенностью и даже с неожиданностями, т. е то, что присуще большинству эстетических переживаний, составляет основу притягательности музыки. Музыку называют «сконструированной неопределенностью» (Smith, 1987). Практически по всем критериям музыка может быть признана высокоразвитой формой искусства и выдающимся достижением человеческой культуры. «Музыка — это искусство звука» (Umemoto, 1990, р. 116). Состоит ли основное предназначение музыки в том, чтобы быть источником наслаждения и способствовать духовному обогащению индивидуумов с помощью манипулирования искусственно создаваемой акустической средой, — этот вопрос пока остается без ответа. Однако если подходить к восприятию музыки с сугубо биологической точки зрения, стоит задуматься над предположением физика Дж. Родерера (Roederer, 1973), суть которого заключается в следующем: способность к восприятию музыки является побочным, продуктом эволюции, результатом тех высоких требований, которые предъявлялись к аудиальной системе вначале как к детектору удаленности и местоположе* ния, а затем и как к коммуникационной системе.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
8. Роль цвета и музыки в эстетизации производства
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Логинова М. В. РАЗВИТИе ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ИНСТРУМЕНТ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Особенности восприятия текста в зависимости от функциональной асимметрии мозга
Восприятие времени и роль вестибулярной системы
Роль анализа пространственной частоты в зрительном восприятии
РОЛЬ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ В ВОСПРИЯТИИ БОЛИ
Роль признаков удаленности в константности восприятия размера
И.К. Капустюк, Е.В. Низеенко ВОСПРИЯТИЕ ВИЧ / СПИД: РОЛЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
ПАРАМЕТРЫ МУЗЫКИ
ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ И МУЗЫКА
Активная работа с образами музыки включает:
Добавить комментарий