Гатаева Б.Т. ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИ-ХОЛОГИИ

Условия формирования этнической психологии, заложение основ поведенческих стереотипов и сложение психической общности социума связаны с громадным пластом культурно-исторических процессов. Так же, как зарождение и стабилизация специфических форм культуры, находятся в непосредственной зависимости от различных сторон эволюции системы жизнеобеспечения и сопутствующего ей образования комплекса общественных связей и институтов, так и формирование тако-го унифицированного явления в психике человека, как этническая психология, зарождается, развивается и стабилизируется на фоне и глубоко в недрах всех этих культурно-исторических реалий. И если этническая психология есть психологическое выражение всей совокупности специфических этнокультурных характеристик социума, то исторические процессы формирования этой совокупности, по сути, являются отражением причинно-сущностных связей и универсализации ментально-сти этноса, сопутствующих ему на всех исторических этапах и хронологических срезах. Собственно этническая психология есть результат психической общности сложившегося этноса.

Среди огромного множества этноидентифицирующих признаков подавляющее большинство составляют элементы, более или менее адекватно отражающие ре-альную культурную отличительность. Во второй половине двадцатого века именно культуру чаще всего называют основным фактором, лежащим в основе межэтни-ческих различий психики. Ряд этнопсихологических школ занимается изучением связи между культурой и психологическими – прежде всего, личностными – харак-теристиками. Все эти обстоятельства требуют осмысления понятия «культура», «этнос», «этнокультура», «нация».

Под культурой (от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование) понимается способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представ-ленный в продуктах материального и духовного труда, в системе общественных норм и учреждений, в конфессиях, ценностях, в совокупности отношений людей к природе, к себе, к другим людям и т.д.

В культуре фиксируются качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности – этнических общностей, эпох, этапов развития.

Культура может одновременно выступать как в качестве средства объединения, так и в качестве средства разобщения людей. Это свойство культуры лежит в ос-нове ее этнической функции – этноинтегрирующей и этнодифференцирующей. Эти функции относятся к таким социокультурным этническим признакам, как язык, обряды, традиции и т.п.

Наиболее распространенным и общепринятым является определение этноса, данное Ю.В.Бромлеем: этнос – это исторически сложившаяся на определенной тер-ритории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании. С позиции психологии можно определить этнос как устойчивую в сво-ем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Этнокультурное развитие в онтогенезе развертывается в континууме освоения культуры, которая не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способа, формы, меры, порядка исполнения действий в повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков. Центральным в этнокультурном развитии человека является усвоение способов взаимоотношений и взаимодействия с миром, сформированных в ходе овладения культурным опытом и основанных на овладении набором культурных средств своего народа. Очевидно, что предметом анализа этнокультурного развития человека является культурная практика, культурные формы деятельности, т. е. система жизнедеятельности человека в контексте этнокультурного мира.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГАТАЕВА Б.Т. ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Барбазюк Г.Г. УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ – КЛИНИЧЕСКИХ ПСИ-ХОЛОГОВ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИ-ХОЛОГИЯ» СТУДЕНТАМ-СПОРТСМЕНАМ
ТЕМА 2 3 . РАЗВИТИЕ И КОРРЕКТИРОВКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ОТКРЫТОМ СОЦИУМЕ
Бублик М.М. ПРЕИМУЩЕСТВА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
УДК 159.922.ВА. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ БЕЛОРУСОВ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ
Структура и развитие этнической идентичности
В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Лопухова О.Г., Харисова Г.Ф. развитие диагностического инструментария для оценки типа этнической идентичности
ТЕМА 22. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЩЕНИЯ
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Моторин Д.И. «Пси-феномены» и перспективы расширения предметной об-ласти психологии
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Добавить комментарий