Гиммельштейн М.В. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТАНЦЕ

Проводимое нами исследование посвящено психологии танца и танцоров. Психология танца, скорее движения, разрабатывается лишь в рамках психотерапии (направление: танцевальная (двигательная) терапия). Много работ посвящено научному творчеству и психологии изобразительного искусства. Психологических работ, связанных с танцевальной деятельностью, среди отечественных авторов нами не найдено. Много написано о танце критиками, историками, но не психологами. В связи с малой разработанностью данной области наше исследование может быть интересно психологам, танцорам, хореографам, педагогам танца и руководителям танцевальных коллективов.

Цель исследования – выявить доминирующие ценностно-смысловые ориентации профессиональных танцоров и хореографов, а также танцоров-любителей. Объ-ектом исследования являются студенты-хореографы, танцоры различных коллективов, бальные танцоры, люди, занимающиеся в группах обучения танцам, зрите-ли.

В задачи исследования входит: выяснить, что дает танец людям в каждой из выделенных групп (профессионалы, любители и зрители); выявить доминирующие ценностно-смысловые ориентации у танцоров-профессионалов и у любителей; описать, с какими проблемами в самореализации сталкиваются профессиональные танцоры и хореографы (на примере студентов хореографического отделения СПбГУКИ); дать рекомендации по возможным путям преодоления возникающих про-блем на основе данных анкет и результатов использованных методик.

В работе использованы методы опроса и качественного наблюдения. Используются следующие методики: опросник Шварца на ценностные ориентации, опросник Леонтьева «Смысло-жизненные ориентации», а также проективные методики: «незаконченные предложения» и Hand-тест. Составлены анкеты для опроса профессионалов, любителей танца и зрителей. Предполагается опросить более 40 человек из каждой группы и сделать сравнительный качественный и количественный анализ.

На основе уже полученных данных можно утверждать, что доминирующей ценностью танцоров-профессионалов является самостоятельность, что связано с необходимостью в самоконтроле и саморегуляции. Они стремятся быть неповторимыми и уникальными как в своей работе, так и в стиле поведения и имиджа.

На втором месте по значимости стоит мотивационный тип – достижения. Для молодых танцоров и хореографов очень важно стать замеченными, признанными в своей профессии. На третьем месте стоит щедрость, которая включает такие ценности, как верность, полезность, ответственность, что отражает важность позитивного взаимодействия с друзьями, родными, своим коллективом.

Люди, для которых танец является основным делом их жизни, должны постоянно ощущать себя танцорами, отождествлять себя с ними, чтобы быть в форме. Можно встретить много людей, которые не очень любят и дорожат своим делом, но встретить танцора, который не любит танцевать, – будет исключением из правил. Неудовлетворенность собой, тем, как он выглядит, недостаточно гармоничные линии тела в танце, неполное самораскрытие, желание стать лучше – всё это является огромным стимулом для постоянной работы над собой.

Часто неудовлетворённость собой возникает из-за несоответствия завышенных ожиданий и реальных возможностей, которые открываются перед танцорами. Признаком проблем в самореализации является заниженная самооценка танцоров (неуважительные отзывы о себе и своем деле), хотя она же является возможным стимулом для самосовершенствования и поиска себя.

В работе большая часть танцоров сталкивается с проблемой выбора: куда идти танцевать. Выбор оказывается очень невелик. Приходится часто танцевать не то, что хочется. Во многих театрах репертуар танцев не меняется много лет подряд, что вызывает у танцоров потерю интереса к работе. Очень важно сохранить гармо-нию в соотношении физического и психического (эмоций, состояний, мыслей).

Танец для танцора – это способ познания себя и мира, постоянная возможность самовыражения, радость движения и общения с людьми. С помощью психологи-ческого исследования можно помочь танцорам, для которых очень важны позитивные отношения и взаимопонимание с педагогами, быть более успешными в своём профессиональном становлении, наметить возможные способы разрешения проблем, с которыми им приходится сталкиваться, помочь людям, которые ещё не зани-маются танцем, но хотят танцевать, подобрать подходящий им вид танца и найти свой путь в танцевальной деятельности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГИММЕЛЬШТЕЙН М.В. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТАНЦЕ
ГЛАВА XI. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 11. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д. А. Парфенова ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Ефимова О.И., Бинеман А.В. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
Зверева М.Ю. Интернальность и ценностно-смысловая сфера личности
Басалаева Наталья Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА У СТУДЕНТОВ
Ценностное самоопределение личности и психологическая помощь
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПОЛНЕННОСТИ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ.
НИКИТИНА О.Н. ДИНАМИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ЗВЕРЕВА М.Ю. ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧ-НОСТИ
СЛ. Виндорф ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ
Терентьева С.А. Функционально-смысловые особенности ценностной сферы мужчин и женщин
Сергиенко Н.А. ВЛИЯНИЕ РАННИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Пустовойтова Е.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ПРОФНАПРАВЛЕННОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ УЧАСТНИКОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Шаранов Ю.А., Гончарова Н.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Иванова А.О., Гроголева О.Ю. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ РЕПРОДУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Степанова О.В., Гроголева О.Ю. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКОВ НАСИЛЬСТВЕННОГО И КОРЫСТНОГО ТИПОВ
Добавить комментарий