Головко Н.В. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ НА ФРУСТРАЦИЮ У ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИЗ СЕМЕЙ

В настоящее время в связи с неблагоприятной социально-эконо-мической ситуацией в стране: усилением алкоголизма и наркомании, потерей духовных ценностей и морального разложения населения, увеличилось число сирот. В результате в детских домах и интернатах сосредоточен весьма специфический контингент детей, с одной стороны, отягощенный отрицательной наследственностью, с другой стороны, с ярко выраженной «эмоционально-социальной депривацией». Результатом этого является проблема в формировании личности, половой идентификации, в решениях конфликтных ситуаций, в общении.

Было выполнено исследование специфики формирования эго-защитных механизмов и нервно-психического здоровья у воспитанников детских домов. Исследова-ние проводилось на базе двух образовательных учреждений: детского дома № 9 (д/д) и школы-гимназии № 292. Было сформировано 2 группы: экспериментальная (воспитанники д/д в количестве 10 чел.; возраст – 10–11 лет ) и контрольная (учащиеся гимназии – 10 чел.; возраст – 10–11лет). Для изучения эмоциональных состояний и психоэмоциональных реакций использовался цветовой тест М.Люшера и методика фрустрации С.Розенцвейга.

Тест М.Люшера показал, что у воспитанников д/д приоритетными в выборе были дополнительные цвета – что указывает на состояние физиологического неблагополучия и эмоционального стресса. Большая часть контрольной группы на первых местах располагала основные цвета – что указывает на их нормальное психофизиологическое состояние.

Результаты исследования по методике С.Розенцвейга показали, что уровень социальной адаптации у детей д/д ниже, чему их сверстников из семей. Во фрустри-рующей ситуации воспитанники д/д либо ее отрицают, либо их реакции враждебны по направлению к окружающим. учеников гимназии более разнообразные реакции на фрустрирующую ситуацию: преобладает также отрицание конфликтной ситуации, либо выражается надежда на то, что со временем ситуация разрешится. С точки зрения способов реагирования в обеих группах большинство реакции имеют «препятственно-доминантный» характер. Анализируя полученные данные, можно сделать выводы о том, что воспитанники д/д находятся в менее стабильном эмоциональном состоянии, чем их сверстники из семей. В решении фрустрирующих ситуаций участники экспериментальной группы менее успешны, чем участники контрольной группы, что лежит в основе развивающейся у них социальной дезадаптации.

Гуськова Е.А.

Связь креативности и агрессии

в подростковом возрасте

Подростковый возраст считается одним из самих сложных в жизни человека. Именно в этот период начинает наиболее ярко проявляться его индивидуальность. Подросток не просто приспосабливается, адаптируется к новой социальной ситуации развития, а стремится к самовыражению, осуществляя преобразующую активность. Это стремление может воплощаться как в конструктивных формах – созидании, творчестве, так и в деструктивных. Представляет интерес проблема соотношения креативности и агрессии в подростковом возрасте. Данная проблема актуальна не только в плане адаптации подростка к школьной жизни и развития его творческой одаренности, но и в плане социализации личности, а также ее психологического здоровья. Мы предположили, что между агрессией и креативностью существует связь, причем креативные подростки более агрессивны, чем их менее креативные сверстники.

Креативность (от лат.

Сreatio – созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, от-дельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Нами рассматриваются два вида креативности: вербальная и образная. Для их диагностики были использованы «Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» Дж.Гилфорда и «Краткий тест творческого мышления» Е.П.Торренса. Из множества существующих определений агрессии можно выделить две основные трактовки этого понятия:

1) агрессия как активность, стремление к самоутверждению;

2) агрессия как акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.

Для изучения видов агрессии был использован опросник Басса–Дарки. Поскольку ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, а также происходит переоценка отношений к взрослым, то именно в сфере общения у подростков чаще всего возникают конфликты, со-провождающиеся агрессией. Дополнительно мы использовали методику диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко.

По результатам исследования было установлено, что в 80% случаев подростки (а креативные личности в 95%) предпочитают агрессивную стратегию, в 12% случаев – избегание и лишь в 8% – миролюбие. Разница в доминирующей агрессивной стратегии защиты у креативных и некреативных подростков устанавливалась на основе t-критерия Стьюдента. Для образной креативности она оказалась значимой (t = 2,26), а для вербальной – нет (t =1,5) при p*0,05. Если условно обозначить детей с высокими значениями образной креативности «художниками», а детей с высокими значениями вербальной креативности – «поэтами», то можно сказать, что первые в общении отдают предпочтение агрессивной стратегии защиты. «Поэты» используют разные стратегии – и миролюбие, и избегание, и агрессию, не отдавая предпочтения какой-либо одной.

И у «поэтов», и у «художников» обнаружены высокие корреляции (по Пирсону) между творческой одаренностью и индексом агрессивности, а связь с индексом враждебности очень незначительная. Таким образом, креативные личности более агрессивны, чем их менее креативные сверстники, но не враждебны; это позволяет сделать вывод, что у них агрессия является средством самоутверждения, самовыражения, это невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. В основном эта агрессия выражается физически (через действие) или вербально (через слово). Причем у «поэтов» отмечается также наличие зна-чимой корреляции между раздражением и уровнем креативности, чего не отмечается у «художников».

Используя восьмицветный тест Люшера, нам удалось выявить одну, пожалуй, самую важную особенность, которая связывает креативность и агрессию, – наличие доминирующей потребности в самоутверждении и подавление потребности в спонтанной активности.

Итак, креативные подростки более агрессивны, чем их сверстники, но их агрессивность не несет в себе заряда враждебности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Митяева И.И. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОНКОБОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
22.4. ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРАЦИЮ
Махиева Л. X. ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Ю.В. Борисова, Э.В. Александрова ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Бондарь Ю.С. РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
ГЛОБОВ В. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Голубева Н.С. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Рогожина Оксана Анатольевна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ
Третьякова Т. М. АНАЛИЗ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ МОЗГА
Богдель Юлия Болеславовна ВЛИЯНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ АБИТУРИЕНТОВ
Малышев А.И. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ»
М.В. Плетенёва, Р.Ж. Мухамедрахимов СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ПРИНЯТЫХ В СЕМЬЮ ИЗ ДОМОВ РЕБЕНКА
ЧУБИНЕЦ Е.В. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.5. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
А.П. Кравченко ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Добавить комментарий