Горошкова Т.Б. Некоторые причины бытового алкоголизма

Во время работы в группе «Анонимных Алкоголиков» часто возникает проблема из-за негативного отношения к «эгоистическим» программам. Эта тенденция уна-следована от тоталитарного общества, в котором интересы «коллектива» поставлены, безусловно, выше индивидуальных. Личная ответственность «только за себя» подменяется ответственностью за членов семьи (статья обвинения «Родственники врага народа» и т.п.). И программа АА, и многие авторы психотерапевтических ме-тодик декларируют, напротив, ответственность прежде всего за себя и отказ от постоянного контроля над окружающими. Разбираясь в своих мотивах, занимаясь са-моанализом, человек переключает внимание на свою личность. При правильном подходе это укрепляет самооценку. Самоанализ не должен сопровождаться самокритикой. В случаях, предоставляющих возможность для публичной самокритики, будь то работа с одним пациентом или в группе, терапевту необходимо быть очень внимательным. «Культ» самоуничижения процветал, видимо, еще во времена язычества. И покаяние, особенно публичное, активно социально поощрялось, в том числе в христианском обществе.

Одна их основных целей употребления спиртного (как и наркотиков) – «снять себя с тормозов». Серов («Исцеление цветом») говорит об отрицании алкоголиками и наркоманами Желтого. По Люшеру, «отрицание желтого – знак напряженного пессимизма, неверия в бу-дущее». Соответственно, в настоящем необходимо принудительно отставить ограничения, чтобы получить запрещенные удоволь-ствия.

Употребление алкоголя дает еще, как это ни парадоксально, и снятие ответственности. «Виновным», таким образом, оказывается не сам человек, а состояние опьянения («по трезвости никогда бы такого не сделал»). Это оправдание не в юридическом, а в социально-психологическом отношении, что гораздо важнее. Доминирование второго над первым – явление, хорошо известное и закрепленное в традиции. Закон воспринимается как «причуды» власти предержащих, и поэтому нарушители его так часто становятся любимыми героя-ми народного творчества до наших дней. По этой же причине движение хиппи, с некоторыми национальными особенностями, прижилось у нас в стране. Это – «мирная» форма социального протеста. Фантазии, интерес к учениям Кастанеды и другим подобным, свободный секс – это как раз высвобождение «желтой» сферы. Проблема употребления алкоголя очень тесно связана с отношением к употреблению или воздержанию от него.

Находясь в состоянии зависимости, человек создает защитную схему, поддерживающую его самооценку вопреки общественному мне-нию.

Соответственно он выбирает и свое окружение. Изначальная самооценка остается невысокой (иначе она бы не нуждалась в искус-ственном поддержании). Феномен социальной нормы заключается в том, что как бы она не калечила психику людей, именно она воспри-нимается как нормальное положение. «Маятниковая реакция» или «реакция обратного хода» психики на гнет социума выражается в том, что люди порой целенаправленно (сознательно или неосознанно) создают ситуации, стимулирующие запретные эмоции и действия.

«Состояние опьянения как оправдание» также связано с подавлением проявлений личности и навязанной гиперответственности. Существуют по крайней мере два варианта проявлений. Первое касается скорее подсознательной сферы, поскольку вряд ли кто-то всерьез назовет состояние опьянения «мистическим». Однако достаточно вспомнить древние ритуальные возлияния и выражение «вино Господне» (уподобление мистической эйфории состоянию опьянения). Мостиком может стать традиция употребления алкоголя во время праздников и следующее за ним состояние опьянения как обязательная составляющая, а деструктивные последствия – как неизбежное зло, с которым вполне можно смириться и которое опять-таки оправдывается. Этот стереотип имеет долгую историю. Другое оправдание – из социальной сферы: «С горя запил».

Таким образом, употребление алкоголя может быть традицией, ритуалом, принятым в данном кругу, быть формой «протеста», высво-бождать под «благовидным предлогом» запретные желания и, наконец, демонстрацией или испытанием «мужественности», силы. Вслед за Э.Берном Д.Харрис в книге «Ты – хороший, я – хороший» относит подобные действия на счет вырвавшегося из-под контроля Ребенка. Харрис говорит о «заражении» Взрослого Ребенком при блокировке Родителя в случае асоциального поведения.

Соответственно, трезвенник может вызывать «детские» насмешки употребляющих алкоголь, как смеются над пай-мальчиком. Признаком силы будет считаться, в зависимости от состава группы, либо способность «перепить» окружающих, либо возможность «вовремя остановиться». Отказ от употребления алкоголя воспринимается как неспособность к этому, что вызывает не понимание, а негативные чувства, вплоть до брезгливости, или желание «быть хорошим», что также не одобряется или высмеивается.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
«Бытовая» психотехника
2. БЫТОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
1.2. ЗАДАЧА ПЕРВАЯ: ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ
P6 – ПОТРЕБНОСТЬ В СОВМЕСТНОМ РЕШЕНИИ БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ
2. Алкоголизм
«Бытовой» способ преодоления горя - плач, разряжающий жалость к себе.
Хлебосолова А.Н., Канушкина А.Р. ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО «МАГИЧЕСКОГО» НАРРАТИВА У СОВРЕМЕННЫХ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
БЫТОВОЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ВОЛЕВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ
АЛКОГОЛИЗМ И доши
Алкоголизм
Добавить комментарий