Говоров О СОВПАДЕНИИ НЕВОПЛОЩЕННЫХ ИДЕЙ Б.Г.АНАНЬЕВА И И.П.ПАВЛОВА

В самом начале своей научной деятельности Б.Г.Ананьев по заданию и под руководством В.М.Бехтерева приступил к изучению законов реалистического актерского мастерства. Одной из ранних его работ стало исследование системы К.С.Станиславского, в которой он утверждает, что К.С.Станиславский был не только великим реформатором сцены, но и не менее великим психологом-эмпириком, открывшим существование объективных законов реалистического актерского мастерства. Несколькими годами раньше И.П.Павлов, совместно с К.С.Станиславским, запланировал создание лаборатории по изучению законов этого мастерства. И.П.Павлов увидел в открытом К.С.Станиславским существовании законов актерского мастерства – это то, что они одновременно являются и законами психической нормы, раскрывающимися в специфической форме актерского труда. Лаборатория однако осталась не созданной из-за смерти И.П.Павлова.

Если для Б.Г.Ананьева это был начальный этап его научной деятельности, то для И.П.Павлова – завершающий. И разработанная им исследовательская программа, намечавшая полное преобразование стратегии развития физиологии высшей нервной деятельности, оставшаяся неопубликованной, далеко выходила за рамки искусства и относилась к проблемам, исследованию которых Б.Г.Ананьев посвятил всю свою научную деятельность.

И.П.Павлов подверг тщательному анализу рукопись К.С.Станиславского «Работа актера над собой» и поддержал идею создания метода физических и словесных действий, которая в то время не была известна театральной общественности. И.П.Павлов сделал принципиальное критическое замечание в отношении направленности метода и способов его создания. Он заявил, что начинать его разработку надо не только для целей искусства. Только для театрального направления создать его невозможно.

Это заключение И.П.Павлова подтвердилось безуспешностью попытки К.С.Станиславского прямым способом реализовать этот метод в постановке мольеровского «Тартюфа» и даже экспериментально-тренинговым процессом в Оперно-драматической студии. Позднее безуспешной оказалась попытка его учеников в послевоенные годы завершить этот эксперимент К.С.Станиславского, закончившийся полным выхолащиванием его замысла о кардинальном преобразовании развития театрального искусства в простейший и необязательный, чисто процедурный прием, а также переименованием его идеи метода физических и словесных действий в метод действенного анализа пьесы.

Овладевают реалистическим мастерством очень немногие актеры, даже проходившие тренинг по системе К.С.Станиславского. И именно поэтому К.С.Станиславский пришел к заключению, что создать систему ему не удалось. Невладение реалистическим мастерством проявляется в сценической фальши, являющейся, по определению В.Г.Неткачева, «психопатологией актерской игры». Идея метода физических и словесных действий должна была обеспечить полное преодоление этой психопатологии актерской игры.

В идее создания метода физических и словесных действий И.П.Павлов увидел возможность создания экспериментальной модели исследования психической нормы в процессе ее тренингового развития. Метод продолжал разрабатываться в процессе лечения нервно-психической патологии. Затем совершенствовался с учетом психической нормы учащихся и коррекции школьной неуспеваемости. На основе разрабатываемого метода предполагалось приступить к его освоению в театральном искусстве. Цель – достижение психической нормы всеми действующими в спектаклях актерами, полное устранение из театрального искусства психопатологии актерской игры и перестройка театральной методологии.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Анализ идей
МАНЕРА ГОВОРИТЬ
Деятельность ведущего во время анализа идей
ТЕПЕРЬ ОНИ ГОВОРЯТ СТРАНЕ И МНЕ
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИДЕЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ГОВОРИТЕ С СОБОЙ, НО ВТОЛКОВЫВАЙТЕ СЕБЕ ТО, ЧТО НУЖНО
Решетников М. М. О НАУЧНЫХ ПОСТУЛАТАХ НА ОСНОВЕ НЕДОКАЗУЕМЫХ ИДЕЙ
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТОДОВ ПОИСКА НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ И РЕШЕНИИ
ИЗВИНЕНИЯ ИЛИ ОПРАВДАНИЯ: ПОЧЕМУ ВЫГОДНО ГОВОРИТЬ «ПРОСТИТЕ»
Нестерова Наталья Владимировна ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
Добавить комментарий