ГРАДИЕНТ ТЕКСТУРЫ

7. Необычное использование перспективы художником

7. Необычное использование перспективы художником

1. Портрет Эдуарда VI исполнен в XVI в. Уильямом Скротсом с нарушением закона перспективы. Если смотреть на него сбоку, через выемку в раме, искажение устраняется (2). Вы сами сможете добиться аналогичного эффекта, если приподнимите край страницы и посмотрите на портрет сбоку

Многим естественным (покрытым травой или деревьями) и искусственным {дорогам, полам, тканям) поверхностям свойственна определенной формы микроструктура, обычно воспринимаемая как зернистость, или текстура. Согласно представлениям Гибсона (Gibson, 1950), плотность подобных текстур изменяется непрерывно, т. е. поверхностям присущ определенный градиент текстуры, который в зависимости от физического взаиморасположения этих объектов и поверхностей, определяет структуру отражаемого ими оптического потока. Иначе говоря, когда мы смотрим на какую-либо текстурированную поверхность, по мере ее удаления от нас ее текстура начинает казаться более тонкой, а образующие ее элементы — относительно мелкими и теснее примыкающими друг к другу, или более уплотненными. Точно так же, как и в случае с линейной перспективой, кажущаяся величина элементов и промежутков между ними с увеличением расстояния уменьшается. В соответствии с этим восприятие такой текстурированной поверхности, как природный ландшафт, дает возможность достаточно надежно оценить удаленность (Sinai et fl., 1998).

8. Примеры градиентов текстуры. Эти градиенты создают

8. Примеры градиентов текстуры. Эти градиенты создают

впечатление глубины или удаленности на плоской поверхности

На основании информации о текстуре таких плоских поверхностей, как на фотографиях, можно также судить о глубине и удаленности (Gibson & Bridgeman, 1987; Todd & Akerstrom, 1987). Сказанное иллюстрирует рис. 9.8, на котором представлены два примера изменений текстуры, называемых градиентом текстуры. Градиент, или постепенное изменение величины, формы или пространственного расположения элементов, образующих паттерн текстуры, дает нам информацию об удаленности.

На рис. 9.9, а показано изменение текстуры ху — проекции на сетчатке лонги- тюдной поверхности XY: вблизи х располагаются более крупные, четко выраженные элементы, а вблизи у — более тонкие, плотнее примыкающие друг к другу элементы. Благодаря градиенту текстуры, отраженному в образе на сетчатке, наблюдателю кажется, что он смотрит на удаляющуюся поверхность.

9. Два вида оптических проекций лонгитюдной и

9. Два вида оптических проекций лонгитюдной и

фронтальной поверхностей

a — текстура ретинальной проекции лу, лонгитюдной поверхности XY имеет определенный градиент, и образующие ее элементы изменяются от более крупных и грубых до более мелких и тонких. Ретинальное изображение yz фронтальной поверхности YZ, находящейся прямо перед наблюдателем, изоморфно.

б — второй вид оптических проекций поверхностей XYv\ YZ. Проекция текстуры поверхности XY, имеющей определенный градиент, воспринимается как «пол»; проекция изоморфной текстуры поверхности YZ воспринимается как «стена». (Источник1. Gibson, 1950)

Глаз воспринимает изменение текстуры поверхности ЛУкак происходящее с постоянной скоростью. Ретинальное изображение фронтальной поверхности YZ, перпендикулярной направлению взгляда, отличается от проекции поверхности XY: она не имеет градиента текстуры, т. е. изоморфна, поскольку все элементы находятся на равном удалении от глаза. Следовательно, паттерн YZ, которому соответствует изображение на сетчатке yz (рис. 9.9, а), воспринимается как «стена», перпендикулярная паттерну XY— «полу» (рис. 9.9, б).

Как следует из рис. 9.10, роль изменения текстуры в качестве источника зрй- тельной информации настолько велика, что даже простые двухмерные рисунки создают иллюзию пространства.

10. Примеры кажущейся глубины, создаваемой постоянным

10. Примеры кажущейся глубины, создаваемой постоянным

и переменным градиентами текстуры

Изменение градиентов текстуры обозначает зрительно воспринимаемый обрыв а и угол б. Изменение градиента текстуры усиливает впечатление кажущейся глубины «сетчатой» или «проволочной» комнаты в. Незначительные изменения текстуры помогают идентифицировать эту форму как закругленную боковую поверхность барабана г

11. Кажется, что диски расположены на разных

11. Кажется, что диски расположены на разных

фронтальных плоскостях Поскольку они загораживают равное число текстурных единиц, кажется, что они равны по величине, но по-разному удалены от наблюдателя. Согласно представлениям Гибсона, это является следствием «правила равного числа элементов текстуры для равных участков поверхности» (Gibson, 1979). (Источник U. Neisser. Processes of vision. Scientific American, 219,1968, p. 204-205)

Примеры, представленные на рис. 9.10, свидетельствуют о том, что и прерывистость текстуры, и ее неравномерные изменения передают такие особенности поверхности, как искривленность, создают впечатление зрительного обрыва, а также являются источником информации о геометрии реальной поверхности объекта и ее наклоне относительно фронтальной линии наблюдателя.

Градиент текстуры наряду с интерпозицией и линейной перспективой может быть полезен при оценке кажущихся размеров объектов. Найссер отмечает, что увеличение плотности текстуры ретинального изображения, соответствующее увеличению расстояния от наблюдателя до объектов, дает «шкалу» для оценки величины последних (Neisser, 1968). В идеальном случае, когда все элементы текстуры идентичны, физически одинаковые объекты, загораживающие или покрывающие одинаковое число текстурных единиц (рис. 9.11), воспринимаются как равновеликие, хотя их ретинальные изображения отличаются по величине вследствие разной удаленности от наблюдателя.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МОНОКУЛЯРНЫЕ ПРИЗНАКИ УДАЛЕННОСТИ И ГЛУБИНЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Восприятие глубины и удаленности предметов.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ГИБСОНА
ЭЛЕМЕНТЫ СТАДИИ ПРЕДВНИМАНИЯ: ТЕКСТОНЫ.
ТЕРАПИЯ РАЗРЕШЕНИЕМ КОНФЛИКТА (CONFLICT RESOLUTION THERAPY)
ПРИЗНАКИ ПРОСТРАНСТВА И ПИКТОРАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
3.2. МОТИВАЦИОННО-ПОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
ВЫВОДЫ
МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА МИЛЛЕРА
ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ (DEPTH PERCEPTION)
GANZFELD: ВОСПРИЯТИЕ ОДНОРОДНОГО ПОЛЯ
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ СТИМУЛА НА ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ (ПОРОГ РАЗЛИЧЕНИЯ)
РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЦИКЛОПИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ (STIMULUS GENERALIZATION)
ПИОТГОРАЛЬНОЕ (КАРТИННОЕ) ВОСПРИЯТИЕ
Добавить комментарий