Гребешкова О.Ю. К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИМОЛОДЕЖИ В РОССИИ.

Как отмечает А.И.Юрьев (1996), каждый человек с момента рождения является человеком политическим, т.к., так или иначе, вступает во взаимоотношения с вла-стью. В отечественной психологии придерживаются предложенного Б.Расселом подхода, согласно которому в каждом человеке изначально, от рождения заложено стремление к власти и славе, но каждый это стремление реализует своим особым способом, и этот способ может быть, как связан с политикой, так и нет. При всей очевидности связи явлений «власть» и «политика», реально политика является скорее частным, чем повсеместно используемым способом достижения власти. Корни такой ситуации, по всей видимости, лежат в особой специфике политики как сферы человеческой деятельности, а также в особой политической ситуации, сложив-шейся в России.

Для того, чтобы понять ситуацию в современной России, необходимо проследить ее исторические корни. Так, Н.Я.Олесич (2002) отмечает, что в дореволюцион-ный период среди молодежной интеллигенции, представленной, в основном, студенчеством, (ярчайшие представители – студенты Санкт-Петербургского универси-тета) политическая активность являлась скорее правилом, чем исключением. Такая ситуация обусловлена, с одной стороны, особенностями культурной жизни доре-волюционной России – философия, литература, наука, общественная жизнь – все это предопределяло и мотивировало общественную направленность интересов и деятельности студенческой молодежи тех времен. Но, с другой стороны, такая высокая политическая активность явилась выражением особенностей взаимоотноше-ния студенческой молодёжи как социальной группы с властью. Н.Я.Олесич (2002, с.3) отмечает, что «…хотя студенты были в основном выходцами из привилегиро-ванных слоёв общества, … самодержавная власть не смогла привить им свои идеологические ценности, свой «смысл существования»». Вследствие этого, активность, направленная на осмысление и преобразование Бытия являлась элементом образа жизни значительных слоёв студенческой молодёжи. По всей видимости, такие слова как «политика», «политическая жизнь», «власть» являлись частью их обиходного словаря, политика и власть, как явления, входили в картину мира.

Октябрьская революция 1917 года и последующие ей события в корне изменили ситуацию. Общественная и политическая активность не только ушла из универ-ситетов, ее старательно вытравливали из сознания народа, уничтожая идеи вместе с их носителями. Культивировались такие явления как властепочитание, властебоязнь.

Картина мира, образ жизни, смысл, цели, ценности, категории добра и ла и пр. были искусственно созданы и преподнесены простому обывателю как Истина в последней инстанции. Политика как сфера активности ушла из сознания отдельного человека, была обезличена, ее носителями стали «классы». А.И.Юрьев (1992) приводит такие транслируемые народу определения политики как «борьба классов», «область отношений между классами общества», задачи политики – «борьба за власть, господство определенного класса» и пр.. И если в дореволюционный период политическая активность молодёжи во многом определялась ощущением сопричастности к происходящим политическим процессам, то в постреволюционный период политические процессы для основной массы населения оказались недоступны. Человек оказался от власти отчужден.

Следствием такого отчуждения, несопричастности, невозможности контролировать собственную жизнь и влиять на нее на протяжении жизни нескольких поколе-ний привело к тотальному недоверию людей к власти, и как следствие, «…к утрате смысла жизни для большинства населения современной России» (А.И.Юрьев, 2000). Это недоверие к власти стало устойчивой характеристикой массового сознания, в результате чего интеллектуальная часть населения России, способная оценивать происходящие в ней процессы, считает политику сплетением интриг, не считает ее наукой. А это уже вопрос веры. Ю.Б.Гиппенрейтер (1988) отмечает, что процесс потери и приобретения веры происходит для человека незаметно, неосознанно. Вера как отношение к происходящим событиям передаётся от родителей к детям.

Сколько времени должно пройти, чтобы ситуация в России изменилась? Как вернуть утраченное доверие? Станет ли политика в России такой же доступной сфе-рой деятельности как наука, культура, образование? Тем не менее, политические процессы в стране происходят. Их участниками являются не только люди старшего поколения, но и молодёжь. И не смотря на политическую пассивность большинства молодёжи страны (Багликова И., 1999), в существующих политических партиях есть молодежные отделения, предвыборные компании реализуются в основной своей массе за счет молодых людей, интерес к политическим наукам не ослабевает и т.д. Так на пожарище появляется молодая поросль. Нам представляется, что эта «молодая поросль» в недалёком будущем придёт к власти и займёт все ключевые позиции в обществе.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГРЕБЕШКОВА О.Ю. К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИМОЛОДЕЖИ В РОССИИ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА
ТЕРМИН «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ФРАНЦИИ И РОССИИ
Григорчук В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ И США
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ШАВШУКОВА Н.В. ВОСПРИЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
Психология труда в России
СОППЖ В РОССИИ.
2.5.2. Развитие профориентации в России, СССР и РФ
ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ И ЕЩЕ НЕМНОГО ВОПРОСОВ
Добавить комментарий