Гриценко Ю.А. РАЗВИТИЕ СМЫСЛОПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙ-СТВИе С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Проблема развития смыслопоисковой активности (шире – смысловых образований личности) привлекает интерес психологии, начиная со второй половины XX века. Это связано со становлением «неклассической» психологии Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева, рассматривающей смысловые образования как «вершинные» структуры, определяющие содержание и динамику личности. Личностный смысл понимается как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к явлениям и объектам действительности и своим действиям в них. Личностные смыслы интегрируются в виде связной динамической системы смысловых образований личности.

Художественная литература, содержащая в себе общечеловеческие смыслы и ценности, обладает в силу этого мощнейшим воспитательным потенциалом. Реали-зация последнего зачастую затруднена или полностью невозможна, т.к. не формируется потребность в чтении, читатели закрыты для эмоционального воздействия текстов. Особенно волнует юный читатель – ведь подростковый возраст является сензитивным для формирования мировоззрения как системы ценностно-смысловых образований личности. Основной причиной сложившегося положения являются трудности извлечения смысла, порождающие, в свою очередь, отказ от чтения клас-сики и предпочтение «облегченных» жанров – фэнтези, детектива, женского сентиментального романа.

Наиболее адекватным природе деятельности чтения является хронотопический подход (Р.Р.Каракозов; М.М.Бахтин), рассматривающий в качестве механизма осмысления воссоздание пространственно-временных отношений между событиями и их участниками – хронотопирование. Помогая читателю актуализировать разные уровни хронотопической организации текста в реконструкции структуры художественного произведения, мы вовлекаем его в процессе порождения смыслов, переосмысление собственных позиций и обнаружении новых личностно-значимых смыслов. Следовательно, успешность постижения смысла текста – авторской смысловой позиции – зависит от уровня овладения действиями хронотопирования.

С целью изучения уровня развития смыслопоисковых действий у подростков нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 60 учащихся 6-х классов лицея №32 г.

Белгорода. В качестве диагностического инструмента использовалась методика выделения смысла в законченных по содержанию художественных текстах со сложной пространственно-временной организацией. Стимульным материалом выступил рассказ И.А.Бунина «Лёгкое дыха-ние».

Лишь пятеро (8,33%) учащихся смогли адекватно выделить авторскую смысловую позицию, тогда как трое (5%) испытуемых сформулировали собственную смысловую позицию. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно низком уровне сформированности действий хронотопирования, что послужило обоснованием необходимости проведения формирующего эксперимента.

Обучение действиям хронотопирования в экспериментальной группе состояло из трех этапов, на каждом из которых отрабатывался один из приемов организации взаимодействия с художественным текстом: прерывание действия, продолжение действия и опробование смысловых границ. Программа реализовывалась в течение 16 занятий продолжительностью 60 мин., проводящихся с периодичностью 1–2 раза в неделю. По окончании экспериментального обучения вновь было проведено тестирование уровня развития смыслопоисковых действий. Были получены следующие результаты.

У учащихся, прошедших экспериментальное обучение, повысился уровень развития смыслопоисковой активности, по сравнению с испытуемыми контрольной группы (величина критерия t Стьюдента равна 3,21 при критическом значении 2,66 и уровне значимости ?<0,01).

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что введение в деятельность чтения особых действий хронотопирования способствует стимуля-ции смыслопоисковой активности при чтении подростками художественной литературы. Подобные меры позволяют повысить интерес к чтению, делают более до-ступными мотивационно-смысловые аспекты и активизируют воспитательные ресурсы художественной литературы как в процессе обучения в школе, так и при са-мостоятельном взаимодействии подростка с художественным текстом.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования РФ и Администрации Белгородской области (грант ГМ 68-03)

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГРИЦЕНКО Ю.А. РАЗВИТИЕ СМЫСЛОПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Т.В. Казакова Лесосибирск, ЛПИ-филиал СФУ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ С ДОМИНИРУЮЩИМ ПРЕДМЕТНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА)
Баскакова Я.Э. Структура И уровЕНЬ развития художественно-графических способностей
Приложение Тексты для анализа речевого развития
АКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ РАЗВИТИЕ
АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ.
АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ.
АКТИВНОСТЬ НЕОБХОДИМА ДЛЯ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Ушмудина О.А. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СПЕЦКУРСКАК МЕТОД РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Еськина Ю.А. свободнАЯ работА как средство развития познавательной активности
Добавить комментарий