ГУМАНИЗМ И НАУКА В ПСИХОЛОГИИ

С самого начала XX в. разграничение наук на «науки о природе» и «науки о духе или культуре», введенное немецким философом Дильтеем, отзывалось эхом в различных направлениях совр. соц. мысли. Возможно, наиболее полно это разграничение выражается в противопоставлении перспективы каузального (причинно-следственного) объяснения, традиционно даваемого с внешней по отношению к субъекту поведения позиции, перспективе истолковательного понимания в рамках внутреннего мира самого субъекта — области интуиции, смыслов, интенций и ценностей.

Каузальная перспектива, когда она применяется для объяснения челов. поведения, обеспечивает непрерывную связь наук о человеке с естественными науками о физ. и биолог. мире. Истолковательная перспектива подчеркивает уникальность челов. существ — этих обладающих культурой и способностью к символизации созданий, способных действовать с учетом прошлого и будущего, наполнять смыслом или бессмысленностью свое существование, обманываться и вводить в заблуждение др., но вместе с тем видеть друг друга насквозь. Совершенно очевидно, что обе эти перспективы применимы к человеку.

Когда эти перспективы ясно обозначены, они образуют противоположные полюса знания, необходимые, подобно полюсам магнита, но не поддающиеся синтезу в единую теорию. Может быть, это все, на что мы способны в нашем теоретизировании, но не только это вызывает неудовлетворение. Подобная раздвоенность никак не помогает нам в объяснении того, что в феноменах лично выбираемого поведения смыслы или интерпретации, к-рые мы приписываем нашим характерным чертам и поступкам, на деле оказываются важными причинными факторами наших действий. Имея в виду именно этот случай, можно утверждать: в том, что касается такого исключительно челов. мира, интерпретация и каузальное объяснение должны быть каким-то образом объединены; или, говоря иначе, единственной удовлетворительной наукой о челов. опыте и деятельности должна быть наука, в крой герменевтическая интерпретация, соединенная с каузальным объяснением, играет главную роль.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СЕКУЛЯРНЫЙ ГУМАНИЗМ: ПРЕНЕБРЕГАЕМАЯ ВЕРСИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.3. Психология как наука
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Психология труда как наука и социальная практика
Глава 1. Психология труда как наука и социальная практика
1.1 Психология человека как наука.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Борис M. ВЕЛИЧКОВСКИ. КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ ТОМ 2, 2006
Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
1.3.1 Психология как наука о поведении и физических гештальтах
GEISTESWISSENSCHAFTLICHE PSYCHOLOGIE (ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ)
ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ
ЭЗОТЕРИЗМ И ОФИЦИАЛЬНАЯ НАУКА. «СПИРИТОЛОГИЯ»
1.1. АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
НАУКА
1.1. ПСИХОЛОГІЯ ЯК НАУКА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ НАУКА О ХАРАКТЕРЕ ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ НАУКА
Добавить комментарий