Гусева В.А. Идентичность: теория Э.Эриксона и культурно-историческая психология

Понятие «личностная идентичность», выдвинутое Э.Эриксоном, прочно вошло в научную терминологию. Но изучение идентичности до сих пор представляет собой проблему. Существует терминологическая путаница, отсутствует единая диагностическая методика, позволяющая изучать идентичность. Обычно используются наборы личностных диагностических методик (тревожность, уровень самоактуализации, особенности общения и др.). Статусная модель идентичности, выдвинутая Дж.Марсиа, существенно упрощает понимание феномена, в частности, не отражает такой важный аспект, как динамическое постоянство.

В качестве «собеседника» теории Э.Эриксона мы выбираем идеи Л.С.Выготского о возрастных кризисах и Д.Б.Эльконина о возрастной периодизации психического развития. По мнению В.И.Слободчикова и Г.А.Цукерман, теория Э.Эриксона акцентирует внутренние источники развития, а отечественный подход – внешние. Таким образом, две основополагающие концепции развития по отдельности предстают как недостаточные, а их обоснованный синтез выглядит закономерным.

Такой подход взаимодополнения может быть осуществлен в понимании и изучении идентичности. Предполагается, что это даст возможность адекватной операционализации феномена и выстраивания новой модели идентичности. Внутри самих теорий можно увидеть «точки пересечения». Это – возрастная периодизация развития, понимание кризисов развития. Э.Эриксон, оставаясь в рамках психоаналитического направления, переход со стадии на стадию постулирует как данность. В то же время идеи Л.С.Выготского о высших психических функциях дают указание на механизмы развития.

Важная категория периодизации Э.Эриксона – личностное качество, приобретаемое после выхода из кризиса (так, например, кризис младенчества связан с глобальным доверием или глобальным недоверием, и т.д.). Принцип периодизации Д.Б.Эльконина – ведущая деятельность, изменяющаяся от периода к периоду.

Д.Б.Эльконин пишет о ведущей деятельности двух типов: связанной с преимущественным развитием мотивационно-потребностной сферы и связанной с преимущественным развитием операционно-технической сферы.

Если рассматривать периодизации в сравнении, можно обратить внимание, что базовые категории двух концепций проясняют и взаимодополняют друг друга. Качество личности, новое для данного периода, оказывается связанным с тем, какой тип ведущей деятельности преобладал и какая сфера претерпевала изменения (например, качество доверия/недоверия связано с мотивационно-потребностной сферой и т.д.).

Поясним, что нового такое рассмотрение вносит в проблему идентичности. Период, обозначенный Э.Эриксоном как подростковый, целесообразно разделить на два, принимая во внимание периодизацию Д.Б.Эльконина. Кризис идентичности происходит на протяжении всего периода, но протекает качественно по-разному в эти два отрезка. Период 11-12 – 14-15 лет – это преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, начало кризиса, освоение норм отношений, мотивов. Необходимость поиска нового «стержня» личности.

15-16 лет – 19-21 год – процесс «инструментального» освоения нового состояния, овладение средствами достижения идентичности, существующими в мире человеческой культуры. С точки зрения культурно-исторического подхода происходит становление третичных функций. Также этот процесс связан и с профессиональной ориентацией, что тоже является ориентацией в мире культуры.

Таким образом, мы продемонстрировали возможности диалогичного подхода в области изучения личностной идентичности: прояснили содержание кризиса идентичности в 2-х возрастных периодах (подростковом и юношеском в терминологии Д.Б.Эльконина) и его качественно различную основу, что влечет за собой различие процессов, направленных на достижение идентичности в разных возрастах.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Культурно-исторический подход в психологии
ПЕРЕЖИВАНИЕ: МЕЖДУ КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭРИКСОНА.
4.1. Культурно-исторические условия возникновения бихевиоризма, формирование психотехнического схематизма "стимул - реакция" и бихевиоральная психология
ЭРИКСОН: ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗ-ВИТИЯ
5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения
2.5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения
ГЛАВА II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
ТЕМА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
ГЛАВА III КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики чело-века
С.А. Сергунова ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ИСТИННОГО ЛИДЕРА
2.1. Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ТЕМА 18 . СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Баянова Л. Ф. Багаева М. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
Добавить комментарий