Гусева ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТИ В ИГРЕ

Исследования феномена игры неоднократно предпринимались с различных позиций. «Материалистическая психология» и педагогика описывали игру как «средство социальной адаптации», иногда – как «развлечение», противостоящее и «труду», и «учению». Игра определена как «организуемая взрослыми форма подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе» (С.Н.Карпова, Н.Г.Лысюк) и как «своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек» и «такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Использование словосочетаний «игровая деятельность» и «дидактическая игра», явно свидетельствует о неспособности авторов различать игру и целенаправленную деятельность! Радикальное отличие деятельности от игры состоит в том, что в первой необходимо сознательное целеполагание. В игре целеполагание необязательно и носит условно-символический характер.

Идеологическая парадигма 60–70 годов оказалась весомее здравого смысла. При ее анализе обнаруживаем, что «потребность в игре» мыслится скорее как потребность взрослых, а не потребность ребенка. Иллюзии, что ребенок есть некий «недоделанный» взрослый человек и что взрослый заранее и сполна знает, что понадобится в будущем объекту его педагогических воздействий, безвредна только в стационарных социумах, где столетиями ничего не происходит, а стабильность остается главной ценностью.

Функции игры не исчерпываются перечнем «игра–развлечение» и «игра–обучение». Уже у высших животных число функций игры больше. В частности, выделены три типа игр: имитационные – в них происходит импринтинг накопленных популяцией эффективных схем поведения; конкурентные, назначение которых – самоопределение особи в социальной иерархии и тренировка способностей, и поисковые игры, предназначенные для испытания новых способов поведения и запечатления наиболее успешных.

Человечество создало уникальный тип игр – азартные игры.

Термин «потребность в игре» представляется суженным, предпочтительным считаем «потребность в самореализации». Внешняя обстановка и социальное окружение лишь модулируют формы удовлетворения этой потребности. Правда, школа «гуманистической психологии» (А.Маслоу) потребность в самореализации относит к «исключительно человеческим» – социально обусловленным. А во фрейдистских психоаналитических схемах игра и творчество объявлены явлениями по сути биологическими, а социум лишь направляет «психическую энергию» в приемлемые для него русла – в игры, художественное и социальное творчество. Однако в наблюдениях над поведением животных фрейдовские схемы не находят подтверждения, а тем не менее дельфины, бегемоты, собаки, кошки, вороны – играют. Вид Homo sapiens отличается тем, что у части популяции «потребность в самореализации» сохраняет актуальность в зрелом и даже старческом возрасте (различные варианты игры и творческие порывы, не спровоцированные извне, можно наблюдать у стариков). Большая представленность креативных игр позволила виду «человек разумный» подняться над «чисто животным» существованием и выйти в сферы культурогенеза и техногенеза. В протоцивилизациях доминируют игры имитационные, запечатлевающие готовые схемы поведения, а также и азартные («бесплодные»).

Такое соотношение между играми и внутренней стабильностью социумов позволяет предполагать их гомологическую связь. Имитационные, конкурентные и азартные игры, вытеснившие игры креативные, – условие внутренней неизменности социума. Подавление креативных игр лишает членов такого общества креативного опыта, а затем – и способностей такого социума к адаптации в резко меняющихся условиях. Взгляд советских педагогических авторитетов на детскую игру обнаруживает реальные ценности социума. Стабильность и неизменность – залог превращения в реликт.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
АФОНИНА О.Ю. ПРОЯВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Горячева М.В. РАЗРЕШЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ИГРЕ ПОДРОСТКОВ
Ручко Л.С. Психологические механизмы мотивации подростка в ролевой игре
РУЧКО Л.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКА В РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Гусева О.А. реальные и желаемые жизненные достижения
Гусева М.В. Особенности кризисно-суицидологической помощи населению
Гусева Н.А. Формирование аддиктивного поведения младших школьников с зПР
Гусева В.А. Идентичность: теория Э.Эриксона и культурно-историческая психология
Гусева Н.А. ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Н.А. Гусева, Е.Е. Мамедова АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
Добавить комментарий