Харлинская Диана Александровна ТРЕВОЖНОСТЬ КАК СТИМУЛ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ

Мы живем в постоянно изменяющемся мире, где выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный. Поэтому большая часть наших сил тратиться на поиск и реализацию эргономичной адаптации. Где действуя на свой страх и риск, где через наставления взрослых, ребенок, выстраивая последовательность поступающей информации, компонует модели поведения, применимые в определенных ситуациях. Подобные шаблоны хорошо срабатывают в конкретных случаях, для которых предназначены, но могут являться балластом в нестандартных обстоятельствах, где привычные модели поведения могут не справиться с проблемой, блокируя возможные успешные варианты ее решения. Любая новая ситуация, которая не соответствует ни одному шаблон, должна предварительно подвергнуться анализу и интерпретируется исходя из прошлого опыта, который не всегда оказывается полезным. Осознав бесполезность шаблона «здесь и сейчас» происходит переключение на дивергентное мышление, незаменимое, когда проблема еще не раскрыта или не существует предписанного пути ее решения. Постепенно привыкая, мы формируем шаблона, эргономичную стратегию поведения в уже известных условиях.

В современном мире создание новых и корректирование старых шаб- ло-нов достаточно частое явление. Стресс, усталость, перемены — неис- тощи-мый источник тревоги и креативности. Тревога и креативность, в свою оче-редь, движущие силы адаптации и эволюции. В наши дни существует все более возрастающее число ситуаций, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Тревога несет в себе адаптивные функции, преду-преждая об опасности, о возможном изменении окружающей обстановки и снижении уровня адаптации. Повышенная тревожность, обусловленная страхом последствий возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок в нестандартных ситуациях. Креа-тивность же инициируется переменами и приводит к ним. Изменяя ситуа-цию или эффективно подстраиваясь под нее, мы меняем свое восприятие данных обстоятельств и свою реакцию на них. В стрессовой ситуации, при потере точки опоры, когда возможность конструктивно снизить скопив-шееся напряжение недоступна, креативность является наилучшим выхо-дом, на первый взгляд, странным и бессмысленным, но обладающим внут-ренней логикой и эргоно- мичностью.

Гипотеза: люди часто находящиеся в ситуации тревоги и неопределенности успешнее и быстрее находят выход из нестандартной ситуации, нежели их более спокойные партнеры.

Для подтверждения гипотезы на первом этапе было проведено пилотажное исследование, подтвердившее зависимость между тревожностью и креативностью.

Испытуемые: 12 учащихся медицинского училища, 17 фельдшеров скорой медицинской помощи г. Бобруйска, 10 студентов БГПУ. Им были предложены методики на определение уровня тревожности и креативности. У учащихся обнаружена связь между уровнями : тревожности и креативности (0,69, р<0,05). У фельдшеров 0,81, р<0,05. У студентов слабая связь. Второй этап включал в себя 3-х шаговое наблюдение за студентами БГПУ во время экзамена и авторскую оценку их креативности.

1. Наблюдение на коридоре перед экзаменом. Особое внимание уде- ля-лось внешним признакам тревожности и способам, при помощи которых студенты справлялись с тревожностью. Дополнительно самоотчет о

собст-венном состоянии и тест личностной и реактивной тревожности Спилбер-гера, Ханина. 2. В аудитории при подготовке к ответу. Внешние признаки тревожности, способы ее снижения. 3. Непосредственно ответ. Внешние признаки тревожности, авторская оценка креативности ответа.

Полученные данные свидетельствуют о наличии некоторого блока ме-шающего студентам показать свои способности, заменяя их вызубренной информацией, что далеко не всегда удовлетворяет преподавателей, рассчи-тывающих на понимание, а не запоминание теорий. Также обнаружена взаимосвязь между внешними признаками тревожного состояния, уровнем тревожности по данным теста и самоотчета и креативностью; также на-блюдается обратная связь между использованием дополнительных источ-ников информации и креативностью. Как презентовать себя как успешного специалиста, не растерявшегося в тревожной ситуации, если мысли разбе-жались и каша в голове? Почему человек в обычном состоянии с трудом преодолевающий полутрометровый барьер в ситуации острой необходимо-сти легко перепрыгивает двухметровый забор? Как добиться, чтобы он все-гда мог воспользоваться имеющимися у него ресурсами супермена? Ведь то, что он сделал или способен сделать означает, что ресурс есть, но что-то мешает применять свои способности в любое время по собственному же-ланию. Предохранительный клапан не всегда нужен, иногда необходимо его убрать, но умений не хватает. Почему один на экзамене не имея реаль-ных знаний, получает «отлично» за «то, что умеет думать», в то время как другой, воспроизводя выученную информацию, получает «удовлетвори-тельно» за «недостаток фантазии», которая у него будь здоров, но не подхо-дит по параметрам? Как научиться чувствовать эти параметры и действо-вать эффективно?

Надеюсь, мои исследования, подойдя к логическому концу, все же помогут людям научиться преодолевать двухметровый забор при необходимости, а не острой нужде.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Куделькина Наталья Сергеевна Свиридова Татьяна Александровна ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО ЗНАЧЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОГО СТИМУЛА
Валуева Екатерина Александровна ИНТЕЛЛЕКТ, КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОЦЕССЫ АКТИВАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ
Юркевич Наталья Александровна ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Бочкова Алена Александровна САМОРЕГУЛЯЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ
Медведев Н. Н. ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ У НЕВРОТИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕ-ТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
ЗАПАХИ КАК МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТИМУЛОВ
ВИДЕО КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ СТИМУЛ
Иосько Т.Н. ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНОЙ СЕМЕЙНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙСРЕДЫ НА КРЕАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
Тарасова Вера Александровна, Просвиркина Ирина Александровна ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЗАЧЕТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Хрящева Н.Ю. КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ В ИЗМЕНЧИВОМ МИРЕ
Ковалева Ю. В. ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ИНДИКАТОРЫ ОДАРЕННОСТИ
ЮРЬЕВА Т.В. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Папеко Е. И. КРЕАТИВНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Т. С. Юрочкина ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
15.4.2 КРЕАТИВНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА
Галь А. ИСКУССТВО КАК ФАКТОР КРЕАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Добавить комментарий