Холотропные состояния в истории психиатрии

Недвусмысленное признание и высокая оценка холотропных состояний в доиндустриальную зпоху составляет разительный контраст со сложным и противоречивым отношением к зтим состояниям в индустриальной цивилизации. Холотропные состояния и грали решающ/ю роль в ран ней истории глубинной психологии и психотерапии. В справочниках по психиатрии корни глубинной психологии обычно прослеживаются в прошлое до гипнотических сеансов с истерическими пациентами, проводившихся Жаном-Мартзном Шарко в больнице Сальпетриер в Париже, и до исследований гипнотического состояния, выполненных Ипполитом Бернхаймом и Амбруазом Льебо в Нанси. Обе зти клиники посетил Зигмунд Фрейд во время учебной поездки во Францию, где он изучал технику гипнотического сна. Он использовал ее в своих начальних исследованиях для доступа к бессознательному своих пациентов. Однако позднее он радикально
поменял свою стратегию, заменив ее методом свободных ассоциаций.
Отметим вдобавок, что ранние идеи Фрейда были вдохновлены его работой с пациенткой, которую он лечил совмесгно со своим другом Йозефом Брейером. Зта молодая женщина, которую Фрейд называл в своих работах госпожой Анной О., сградала от сильных истерических симптомов. В о время лечебных сеансов она переживала непроизвольно возникающие холотропные состояния сознания, в которых она возвращалась в детсгво и сызнова проживала различные травматические воспоминання, лежащие в основе ее невротического рассгройсгва. Она считала зти переживання очень полезными и относилась к ним как к «прочисгке дымохода». В совмесгном труде — «Исследовдния по истерпи» оба врача высказывались в пользу гипнотической регрессии и запоздалого выхода змоционального напряжения, вызываемого травмами, как методах лечения психоневрозов (Ргеисі апсі Вгеиег, 1936).
Тем не менее, в своей последующей работе Фрейд двигался от непосредсгвенных змоциональных переживаний в холотропном состояний к методу свободных ассоциаций в обычном сосгоянии сознания. Он также перенес акцент с осознанного оживлення в памяти травмирующего собьггия и освобождающей змоциональной реакции на бессознательный материал на анализ переноса, то єсть с дейсгвительной травмы на здиповские фантазии. Теперь, обращаясь назад, можно сказать, что все зто и оказалось теми несчасгными обстоятельсгвами, которые на последующие пять десятилетий толкнули в неправильном направлений всю западную психотерапию (Козз, 1989). Хотя словесная терапия и могла все-таки быть полезной через обеспечение межличностного обучения путем направленного тренажа, а также исправления перекошенных взаимоотношений и нарушенного общения между людьми (т. е. в парной и семейной терапии), она оказалась совершенно незффективной, когда зто касалось змоциональных и биознергетических блокировок и макротравм, лежащих в основе многих змоциональных и психосоматических нарушений.
Как результат подобного развития в первой половине XX века психотерапия стала практически синонимичной говорению: расспросам лицом к лицу, свободным ассоциациям, когда пациент лежал на кушетке, и бихевиористскому дикондишинингу. В то же время холотропные состояния, первоначально рассматриваемые в качестве зффективного терапевтического инструмента, стали ассоциироваться скорее с патологией, чем с исцелением.
Такое положение начало меняться только в 50-е годы, с приходом психоделической терапии и радикальними нововведеннями в психологии. Группа американских психологов, во главе с Абрахамом Маслоу, неудовлетворенных результатами бихевиоризма и фрейдистского психоанализа, положила начало новому революционному направленню — гуманисгической психологии. За очень короткое время зто направление стало очень популярним и создало новую среду для широкого набора видов психологического лечения, основанных на принципиально новых началах.
Если традиционные виды психотерапии использовали главным образом словесные средства и рассудочный анализ, зти новые так называемые опытные или переживательные виды психотерапии делали упор на непосредственное переживание и выражение змоций. Многие из них включали в себя также различные формы работы с телом как сосгавную часть терапевтического процесса.
Видимо, самым известной из новых подходов является гештальт-терапия Фрица Перлза (Регіз, 1976). Однако, несмотря на сделанный упор на змоциональное переживание, большая часть зтих видов терапии все еще в высокой степени полагалась на словесное общение и нуждалась в том, чтобы пациент находи лея в обычном состояний сознания.
Самыми же радикальними нововведеннями в обласги терапии оказались школы психотерапии, воздейсгвовавшие насголько мощно, что коренным образом изменяли сознание пациентов. К ним относятся: психоделическая терапия, первичная терапия, рибефинг, различные неорайхианские направлення и некоторые другие. Мы же со своей сторони, я и моя жена Крисгина, разработали метод холотропного дыхания, который был способен обеспечить легкий доступ к холотропным состояниям достаточно простими средствами: сочетанием осознанного дыхания, побуждающей воспоминания музики и целенаправленной работы с телом (Сго^, 1988). Далее на страницах зтой книги мы еще рассмотрим теорию и практику зтой формы самоосвоения и психотерапии.
Современные психофармакологические исследования обо гатили методический инструментарий для достижения холотропных состояний сознания новими открьггиями психоделических вещесгв в виде их чисгой химической формули, равно как и препаратов, выделенных из растений или синтезированных в лаборатории. Сюда относятся тетрагидроканнабинолы (ТГК), активные вещества, выделенные из гашиша и марихуани, мескалин, выделенный из пейота, псилоцибин и псилоцин — из мексиканских волшебных грибов, а также различные производные триптамина, полученные из псходелических нюхательных снадобий, употребляющихся в странах Карибского моря и Южной Америки. ЛСД, или дизтиламид лизергиновой кислоти, — вещество синтетическое: лизергиновая кислота — натуральний продукт получаемый из спорыньи, а ее дизтиламидная группа присоединяется в лаборатории. Самими известными психоделиками являются производные амфетамина: МДА, МДМА (Адам или Зкстази), СТП и 2-СБ.
Для изменения сознания имеютея также и зффективные лабораторные техники. Одной из них является сенсорная ИЗОЛЯЦИЯ, которая вызывает значительное уменьшение значимых чувсгвенных раздражителей (І_іІІу, 1977). В ее крайней форме у индивида отключаются чувственные сигналы через погружение в темний звуконепроницаемый бак, наполненный водой, имеющей температуру человеческого тела. Другой хорошо известный метод изменения сознания — зто клинический монигоринг, в котором индивид злектронными сигналами обратной связи вводится в холотропное сосгояние сознания, характеризующееся преобладанием определенных мозговых волн особых частот (Сгееп апсі Сгееп, 1978). Здесь можно упомянуть и техники лишения сна и сновидений и осознаваемых сповіщений(І_аВегде, 1985).
Важно также подчеркнугь, что зпизоды холотропных состояний разной длительносги могут также возникать сами собой, без какой-либо усганавливаемой причини и часто против воли вовлеченных в них людей. А поскольку современная психиатрия не проводит различия между мистическими и духовними переживаннями и душевними болезнями, люди, переживающие такие состояния, получают ярлык ПСИХОТИКОВ, г о спитали зир у ют ся и подвергаются предпи санному супрессивному психофармакологическому лечению. Мы же с моей женой Кристиной о тн о сим ся к зтим состояниям как к духовно-душевным кризи сам, или духовным обострениям. Мы полагаем, что обеспечиваемые должной поддержкой и уходом зти кризисы могут приводить к змоциональному и душевно-телесному исцелению, положительному Преображенню личности и зволюции сознания. В следующей главе я еще вернусь к зтой важной теме.
Хотя я дейсгвительно глубоко интересовался всеми видами вышеупомянутых холотропных состояний, все же большую часть своей работы я проделал в области психоделической терапии, холотропного дыхания и духовных обострений. Позтому зта книга основывается главным образом на итогах моих наблюдений в зтих трех областях, где мною накоплен наибольший исследовательский и личный опыт. Однако общие виводи, которые могут быть сделаны из моих исследований, приложимы ко всем ситуациям, с которыми связаны холотропные состояния.
<< | >>
Источник: Станислав Гроф. ПСИХОЛОГИЯ БУДУЩЕГО. Уроки современных исспедований сознания. 2010

Еще по теме Холотропные состояния в истории психиатрии:

  1. Холотропные состояния сознания и человеческая история
  2. Холотропные состояния сознания
  3. «Внутренний радар», действующий в холотропных состояниях
  4. Уроки холотропных состояний сознания для психологии выживания
  5. Психика и космос: холотропные состояния сознания, архетипическая психология и транзитная астрология
  6. ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  7. Западная психиатрия: неверные представления и настоятельная необходимость в их пересмотре
  8. ПСИХИАТРИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  9. Теория и практика холотропного дыхания
  10. Последствия современных исследований сознания для развития психиатрии
  11. Холотропное дыхание.
  12. ПСИХИАТРИЯ: ОБЩЕСТВО, ВРАЧ, БОЛЬНОЙ
  13. Рекомендуемая литература Ответ к задаче о пациентах и психиатрах
  14. Ход холотропных сеансов
  15. Терапевтические возможносги холотропного дыхания
  16. Задействованные в холотропной дыхании физиологические механизмы
  17. Холотропная терапия и другие способы лечения