ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДЕЦЕНТРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАК-ТОРЫ ВЫБОРА МОДЕЛИ ДОСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Почему понимание поведения, соответствующего чувству собственного достоинства, и поступков «ниже собственного достоинства» так сильно разнится у людей, воспитанных в одном культурном пространстве? Один и тот же поступок «вступление в конфликт» с высокой степенью уверенности трактуется частью лю-дей (схожего статуса, образовательного уровня и образа жизни) как обязательное условие «сохранения и отстаивания своего чувства собственного достоинства», а другими как недопустимое и приводящее к его «потере» поведение.

Исследование «чувства собственного достоинства» как черты личности (Зайцева, 2004, 2008) показало его связь с определенным отношением к человеку как к носителю безусловной ценности (достоинства). Оставляя за границами рассмотрения вопрос о том, обладает ли в действительности человек безусловной ценностью или это всего лишь способ общественной регуляции поведения, обратимся к проблеме факторов, влияющих на формирование подобного отношения. К ним относятся (Зайцева, 2008) присущая обществу на данном этапе культура «полезности» или «достоинства» (А. Г. Асмолов), особенности транслируемых роди-телями ценностных ориентаций и формируемой у ребенка жизненной позиции («Я – Ок, Ты – Ок» по Э. Берну), а также ряд внутриличностных переменных.

Наиболее существенны из них:

? когнитивная способность к децентрации, которая позволяет учитывать при принятии решения других людей (все более социально удаленных от непосредственных участников ситуации), что позволяет до-стичь высокого уровня морального сознания (Л. Колберг) и расширить сферу личностных смыслов до гуманистических (общечеловеческих) (Б. С. Братусь);

? личностная идентичность, позволяющая распространить равное ценностное отношение к своему «я» и к объекту идентификации, что, возможно, служит сдерживающим механизмом, не позволяющим обесценить объект или себя в ситуации неуспешности взаимодействия.

Проблемой современного общества («модернити», по З. Бауму, 2002) является вынужденный поиск иден-тичности. Задача на поиск идентичности перестает быть задачей обнаружения культурных и биологиче-ских данностей, а превращается в задачу на личностный выбор, на самоопределение. Наиболее точной моделью современной идентичности является patch-work — «лоскутное одеяло» (Keupp et all., 1999).

Муль-тикультурная и быстро меняющаяся среда не позволяет однозначно опереться на профессию, этнос, другие социальные группы и даже пол для формирования идентичности, фрагментация и виртуализация опыта, утрата веры в культурные «мета-нарративы» заставляет современного человека осуществлять индивидуализированный поиск безусловных ценностей.

Контент-анализ ответов 760 испытуемых 16–30 лет из Санкт-Петербург, Выборга и Ленинградской области, анализировавших значимые события своей автобиографии с точки зрения достойности и приво-дивших примеры «достойных», «недостойных» и «ниже собственного достоинства» поступков, показал, что основаниями для признания поступка «достойным» были выбраны: 1) ценить себя и заботиться о себе; 2) защищать себя; 3) быть честным; 4) ценить другого и не посягать на него; 5) защищать другого и заботиться о нем; 6) помогать другому.

В зависимости от уровня децентрации (морального сознания) и особенностей идентичности они были представлены различными поступками, связанными с реализацией ценности (порядок изложения по мере роста морального сознания):

1) жизни, физической целостности, материальной собственности;

2) репутации и статуса, позитивного психологического состояния, чувства;

3) индивидуальности, автономности, права выбора;

4) труда, экстериоризации, воплощения смысла своей деятельности, жизни;

5) саморазвития, творчества, развития потенциала;

6) безусловности отношения к человеку.

Ценность более нижнего уровня может при этом отрицаться, переноситься в разряд «ниже собственного достоинства». Различалось также понимание честности (соблюдение договоренностей или искренность) и группы людей, которым необходимо оказывать помощь (своим, слабым или всем, в ответ на просьбу или по собственной инициативе). Защищать свое «я» и идентифицируемые с ним ценности по мере роста мораль-ного сознания приходилось все менее от других и все более от себя самого. В настоящее время на основе полученного классификатора «достойных» поступков разрабатывается опросник.

Предполагается исследование связей с динамикой уровня морального сознания и современными особен-ностями идентичности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Сатикова СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
М.В. Данилова ЛИЧНОСТЬ И СОВПАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ЮНОШЕЙ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Интеллигентность как модель поведения: психосемантический анализ
Шайдуллина Фарида Аухадиевна ВРЕМЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
М.В. САПОРОВСКАЯ МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАКУСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бочкина Н.В., Бочкина Н.А. ВЫБОР КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА КАК ФАКТОРА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Юсупов П.Р. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ
МОДЕЛЬ ВЫБОРА НИШИ.
Круглова МОТИВАЦИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Добавить комментарий