ИДЕЯ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ М.БУБЕРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

В философской антропологии М.Бубера (1923) идея отношения является ключевой. Вхождение в отношения рассматривается как условие развития сущности человека. Человек изначально предрасположен быть соотнесенным с миром: философ говорит о со-бытии человека и мира, об их со-поставленности. Эта соотнесенность двойственна и существует в двух качествах, обозначаемых как «Я–Ты» и «Я–Оно». В сопоставлении этих основных слов и раскрывается сущность отношения. Связь «Я–Оно» потенциальна, обращена к прошлому, образует мир опыта. Связь «Я–Ты» актуальна, существует в настоящем, создает мир отношения. Мир «Оно» объектен, рационален, упорядочен, оформлен. Связь «Я–Оно» является субъектно-объектной. Она возникает как результат исчерпанности отношения – связи «Я-Ты»: объект – это «отсутствие отношения».

Источник основного слова «Я–Ты» – природная взаимосвязь. Отношение между «Я» и «Ты» возникает раньше, чем выделяются и оформляются соотносящиеся стороны: Я «вышло из отношения», из отношения выходят и разделенные и оформленные, противостоящие субъекту вещи. Возникающая и развертывающаяся взаимосвязь, обозначенная словом «Я–Ты», – симметрична. Каждая сторона субъектна, активна, устремлена навстречу другой и одновременно готова испытывать ее воздействие.

«Я» подступает к миру. Но и вещи, идеи не пассивны. Они подступают к нам. Пред-стоящее – «живое воздействующее», обладает силой. Не только «Я», но и соотносящаяся с ним сторона готова к тому, что М.Бубер называет встречей. Эта метафора означает, во-первых, что возникающее отношение непосредственно, что прошлый опыт и предшествующее знание не вмешиваются между «Я» и «Ты», не подготавливают и не предвосхищают их соединение. Во-вторых, встреча не зависит от воли одной из сторон: она непроизвольна, она случается. В-третьих, каждая сторона проявляет себя в отношении как целое. В «наивысшей Встрече» обе стороны обретают нечто новое, приращенное. Каждая из сторон в отношении проявляет себя как «действующая цельность».

В концепции М.Бубера человек рассматривается как обладающий тройным жизненным отношением, включающим в себя отношение к миру и вещам, к людям (к отдельному человеку и множеству людей) и к духовным сущностям.

Реализация человеком своей природы в действительной жизни – это придание сущностного характера всем основным отношениям. В том случае когда не все, а лишь отдельные отношения выступают как сущностные, реализация невозможна.

Подход М.Бубера представляет значительный интерес для отечественной психологии, поскольку он основывается на феноменологии отношения. Существуют перспективные возможности психологической интерпретации каждой из трех составляющих жизненного отношения. Первая возможность связана с анализом исходного для психологического рассмотрения отношения человека к миру вообще. Она определяется тем, что имеется целый ряд отечественных психологических концепций высокого уровня обобщенности, авторы которых исходят из понимания психического и его сущности как отношения (Н.Я.Грот, М.М.Троицкий, В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н.Мясищев). При анализе отношения они делают основной акцент на идеях субъектно-объектной связи, активности и целостности. Вторая возможность касается сферы социальной психологии и обусловлена трактовкой отношения как идеи социальности (диалогичности). Эта линия исследования близка идеям интерсубъектного подхода, оформившегося в отечественной социально-психологической науке под влиянием работ А.А.Ухтомского и М.М.Бахтина. Третья возможность связана с разработкой проблем психологии духовного развития человека. Имеется значительное сходство взглядов М.Бубера и положений философской психологии С.Л.Франка, содержащихся в работе «Душа человека» (1917). Для психологического познания эвристичность идеи отношения в трактовке М.Бубера состоит в обосновании необходимости их интеграции для развития психологической антропологии и познания сущности психического.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 98-06-08218).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСТВЕ И Я-КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНТОВ
6. О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Москвичева Н.Л., Михайлова Е.Л., Харитонова Т.С. ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНТА
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ. ВОСПРИЯТИЕ КАК ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА
Идея Бога
Глава 2 ОТНОШЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ В ИСТОРИИ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНЦЕПЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.3. ГЛОБАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРЕССА
2.3.1 Идея специализации обработки
Суходольский Г.В. Психологические профили как средства познания сложных объектов
ИДЕЯ ВЕЛИКОГО СРЕДНЕГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.
2.1 Психологические особенности человека как субъекта познания и деятельности. Познавательные психические процессы.
МИЛЕШКИНА Ю.Ю. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА
Логическая классификация психологических концепций смысложизненного кр
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСТОКА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИНТУИЦИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ С. Л. РУБИНШТЕЙНА И П. Я. ГАЛЬПЕРИНА
ТЕМА 4. КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Добавить комментарий