ИЛЛЮЗИИ КОНТРАСТА

Иллюзии контраста — это искажения восприятия стимулов, являющиеся результатом противоположного, или контрастного, влияния окружающих их, или контекстуальных, стимулов, в которые они включены. Иллюзии контраста потому представляют особый интерес, что подчеркивают роль зрительного контекста в восприятии площади, длины, формы и пространственной ориентации.

Иллюзия, описанная в конце главы 2 как иллюзия Болдуина (см. рис. 2.12), и иллюзия Эббингауза, представленная на рис. 10.29, — важнейшие примеры стойких искажений восприятия, вызванных контрастом.

27. Горизонтально-вертикальная иллюзия. Вертикальная и

27. Горизонтально-вертикальная иллюзия. Вертикальная и

горизонтальная линии равны по величине

Два внутренних круга на А и на В (рис. 10.29) физически равны между собой. Однако площадь круга Л кажется больше благодаря тому, что он окружен меньшими по площади кружками, а площадь круга В — меньше, поскольку он соседствует с большими по величине кругами. (Вариант этой иллюзии описан в работе Stapel & Koomen, 1977.) Представленная на рис. 10.30 иллюзия Ястрова также иллюстрирует влияние контраста на восприятие величины.

29. Иллюзия Эббингауза (1902) и эффекты контраста

29. Иллюзия Эббингауза (1902) и эффекты контраста

Центральный круг на А благодаря окружающим его маленьким кружкам кажется больше, чем есть на самом деле. Идентичный ему по величине центральный круг на В кажется наблюдателю меньше, чем он есть на самом деле, поскольку его окружают большие по величине круги

30. Иллюзия, авторство которой приписывается Ястрову

30. Иллюзия, авторство которой приписывается Ястрову

(1891)

Хотя обе фигуры идентичны, наблюдателю кажется, что 5длиннее, чем/1. Более короткая сторона А контрастирует с более длинной стороной В, в результате чего А воспринимается им как более короткая, а В — как более длинная

Нижняя искривленная фигура В кажется зрителю более длинной, чем верхняя фигура Л, хотя они и идентичны. На рис. 10.31 представлен пример иллюзии, создаваемой контрастом наклона, в которой вертикальные линии кажутся наклоненными в сторону, противоположную наклону окружающих их линий фона.

Рис.

10.32. А — иллюзия В. Вундта (1896). Кажется, что горизонтальные

32. А - иллюзия В. Вундта (1896). Кажется, что горизонтальные

параллельные линии в середине изогнуты. В — иллюзия Геринга. Кажется, что горизонтальные параллельные линии в середине изгибаются — верхняя «выгибается» вверх, а нижняя «прогибается» вниз

Влияние контраста, приводящее к искаженному восприятию формы, иллюстрируется иллюзиями Вундта и Геринга (рис. 10.32).

31. Иллюзия, создаваемая контрастом наклона

31. Иллюзия, создаваемая контрастом наклона

В центральных кругах, окруженных наклонными линиями, — вертикальные прямые, которые благодаря фону кажутся наклоненными в сторону, противоположную наклону линий, образующих фон

Обе пары горизонтальных линий — параллельные друг другу прямые, но в иллюзии Вундта они кажутся «прогнувшимися» внутрь, а в иллюзии Геринга — наружу. Аналогичное искажение восприятия в результате контраста между двумя примыкающими друг к другу участками (рисунка) характерно и для иллюзии Фрейзера (рис. 10.33).

Очевидное влияние контраста между примыкающими друг к другу белыми и черными прямоугольниками искажает восприятие физически параллельных Друг другу фигур в иллюзии Мюнстерберга, представленной на рис. 10.34.

Впечатление непараллельности столь сильно, что разрушить его

Впечатление непараллельности столь сильно, что разрушить его

может только линейка, приложенная к основанию горизонтальных прямоугольников.

33. Иллюзия «витой веревки», или иллюзия Дж. Фрейзера (1908)

На фоне паттерна, образованного пересекающимися диагоналями, прямые линии кажутся изогнутыми. Свое название эта иллюзия получила потому, что ее можно испытать, глядя на витую веревку на фоне клетчатой текстуры

34. Иллюзия Мюнстерберга (1897) Края всех рядов паттерна,

34. Иллюзия Мюнстерберга (1897) Края всех рядов паттерна,

образованного чередующимися белыми и черными прямоугольниками, кажутся непараллельными

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СВЕТЛОТНЫЙ КОНТРАСТ
КОНТРАСТ И ЦВЕТ
5.7. КОНТРАСТ
РЕШЕТЧАТЫЕ ПАТТЕРНЫ И КОНТРАСТ.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОНТРАСТ (BEHAVIORAL CONTRAST)
ОЦЕНКИ МИНИМАЛЬНОГО КОНТРАСТА.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ
УПРАЖНЕНИЕ «БИОГРАФИЧЕСКИЕ КОНТРАСТЫ».
ВОСПРИЯТИЕ КОНТУРА И КОНТРАСТА
VII. НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ПО АНАЛОГИИ» И «ПО КОНТРАСТУ»
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ
ИЛЛЮЗИЯ МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА
НОТНА ОЦЕНКИ МИНИМАЛЬНОГО КОНТРАСТА.
ИЛЛЮЗИЯ ПОГГЕНДОРФА
ИЛЛЮЗИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Добавить комментарий