Инструментальный анализ звуков

Проведен инструментальный анализ 1050 сигналов. Большинство из них имеют неоднородный характер динамического спектра и представляют собой последовательность и/или сочетание разных типов спектров. Обнаружилась и возможность разного звучания участков с одинаковым типом спектра.

На рис.1. показан пример отдельной вокализации. Сверху вниз: аналоговая форма, по горизонтали – время (сек.), по вертикали – амплитуда (усл. ед.); динамическая спектрограмма, по горизонтали – время (сек.), по вертикали – частота (Гц); 1–4 – суммарные спектры выделенных фрагментов, по горизонтали – частота (Гц), по вертикали – уровень интенсивности (дБ). Обозначены: транскрипция сигнала (сверху) и звучание отдельных фрагментов.

Так, в сигнале на рис.1, фрагменты 1, 2, 4 воспринимаются как [‘э], [у] и [а] соответственно. Это обусловило особенность настоящего исследования – типичные для данного возраста сложные многокомпонентные сигналы оценивались по отдельным фрагментам, выделяемым на основании их динамического спектра и в соответствии с фонетическими особенностями (n= 3000).

Для вокализаций детей первых месяцев характерна энергетическая выраженность высокочастотных составляющих, простирающихся до 7–8 кГц. Значения частоты основного тона (F0) в большинстве звуков составляют 350–550 Гц, оказываясь выше, чем в звуках речи взрослых. К концу периода новорожденности обнаруживается тенденция к снижению высоты звуков. Достоверных изменений значений частоты основного тона не происходит.

Подробное исследование акустических характеристик проведено для гласноподобных звуков [а] и [‘э], первыми появляющихся в вокализациях младенцев и присутствующих в сигналах плача и в спокойных фонациях. Звук, обозначенный как [a], объединяет «а» – подобные элементы, соответствующие гласным в английских словах «ask», «father», «not». Звук [‘э] подобен первой гласной в слове «about» (в соответствии с принятыми фонетическими символами ).

Анализ распределения значений первых двух формант (F1, F2) в этих сигналах показал, что у всех исследованных детей они оказываются сходными и практически не меняются в течение первых месяцев жизни. Область их расположения на двухформантной плоскости соответствует данной характеристике разных гласных взрослой речи («А», «О», «Э») в ударном и тянутом состоянии.

Рис.1. Пример отдельной вокализации

Значения третьей форманты (F3) также существенно не отличаются. Более того, в пределах одного сигнала могут наблюдаться такие переходы от значений первой и второй формант, которые соответствуют разным гласным без изменения принадлежности к той или иной группе («а»– или «э»–подобные). Возникает вопрос о том, на основании каких признаков происходит разделение этих сигналов при восприятии.

Предпринятый нами анализ позволил заключить, что различное звучание таких сигналов обусловлено разными энергетическими отношениями между формантами. Для «а»–подобных звуков выявляется преобладание интенсивностей F2 и F3 по сравнению с аналогичной характеристикой F0. В «э»–подобных звуках оказываются преобладающими частоты F0 и F1. Возможно также, что отмеченное выше несоответствие определяется высокими значениями частоты основного тона у детей.

Аналогичное несоответствие характеристик выявляется и при анализе других звуков. Так, сочетания типа «согласный – гласный» (например, [па], [ба]) не содержат признаков, считающихся специфичными для взрослой речи (в частности – времени начала голоса), и, скорее всего, обусловливаются ярко выраженными переходными процессами в генерируемых звуках.

Принципиальным представляется и возможность восприятия двух последовательных гласноподобных, сходных по звучанию, элементов в качестве сочетания «согласный – гласный» или «гласный – согласный». Так, первые два компонента сигнала, представленного на рис.1, воспринимаемые как «э»– и «у»–подобные соответственно, слитно звучат как «эв». Сочетание второго и третьего (также «э»–подобного) компонентов слитно звучит как «вэ». Подобный эффект слитного звучания, по-видимому, обусловливается выраженностью высокочастотных спектральных составляющих в 1-ом и 3-ем компонентах. При фильтрации этих составляющих и первая и вторая последовательности компонентов воспринимаются как [‘э-‘э].

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Качественный анализ звуков
ЧАСТОТНЫЙ ИНТЕРВАЛ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
МЕДИТАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ПЕРВИЧНЫХ ЗВУКОВ
1.3.1. МАСКИРОВКА ЗВУКОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С РЕЧЬЮ
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
ТЕОРИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТИ
СТРУКТУРА ЭМОЦИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗВУКОВОГО ФРАГМЕНТА
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЗВУКОВОЙ ИМИТАЦИИ?
ЗВУКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ЭКСПРЕССИИ.
МОДЕЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТИ ВРУМА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СВОБОДЫ.
ИВАНОВА Н.А. ОСОБЕННОСТИ ОПОЗНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
10.2.2. МНОГОМЕРНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Понижение слуха под воздействием избыточной звуковой стимуляции.
Добавить комментарий