Интерактивная техника «Форум — театр» как эффективное сред рофилактики наркомании и других видов зависимостей у детей и подростков

Рост масштабов потребления наркотиков в Российской Федерации определяется как угроза национальной безопасности. Причинами слабого противодействия незаконному обороту наркотиков являются: неосознанность в обществе угрозы массовой наркотической зависимости, масштабов незаконного оборота наркотиков в стране; отсутствие школьной программы по воспитанию в подрастающем поколении неприятия наркотиков; отсутствие реального, а не формального взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

Чаще всего профилактика декларируется с помощью создания проектов и систем профилактической деятельности. Прежде всего, необходимо понять, что профилактическая деятельность, в том числе и по профилактике наркомании это не компания, а очень трудный требующий особой квалификации и компетентности труд. По мнению В.Франкла узловой проблемой современной психологии является ответственность человека за свою жизнь и «воспитание больше, чем когда-либо, становится воспитанием ответственности». Сегодня, несомненно, для психологов, социальных педагогов, учителей наибольший интерес представляет применение новых технологий и методик в практической психопрофилактической деятельности, описание одной из которых представлено в данной работе.

Интерактивная техника групповой работы «Форум-театр», с помощью которой мы осуществляем психопрофилактику наркомании среди детей и подростков в Нижегородской области, приобретает сегодня известность и популярность не только как технология в деятельности практического психолога по профилактики наркомании. Сегодня с уверенностью мы можем говорить о ее возможностях по профилактики других видов зависимостей, по поиску решений и выхода из сложной конфликтной ситуации.

Содержание и основа техники «Форум-театр» состоят в следующем. На протяжении 15?20 минут разыгрывается мини-представление с 3?6 мизансценами, в которых ярко показаны факторы и причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табака или к другим видам отклоняющегося поведения, СПИДа. Чаще всего ситуации эти легко узнаваемы и так как происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома в семье, в школе. Ничего надуманного или фантастичекого в них нет, они соответствуют реальному положению дел, и чаще всего в основе составленного сценария может лежать чья-нибудь личная история или пережитый опыт.

В финальной части представления последняя и яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром» и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем ни произошло. С этого момента начинается новая часть спектакля, которая длится 2?3 часа, в ходе которой даются очень важные сведения профилактической направленности. После окончания интерактивного представления берется интервью у участников, проводится анкетирование. Психолог в этом виде профилактической деятельности является главным консультантом, ведь представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства. Важным и существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля или после него. Одна из особенностей «Форум-театра» это отсутствие рекомендаций зрителям как необходимо поступать, в конечном итоге выбор делает сам человек, и никто не может, в том числе и психолог ему сказать, как он должен поступать в сложившейся ситуации. И это, на наш взгляд, является самым главным в данной технике как средстве профилактике.

Кроме того, следует отметить, что для проведения такой формы интерактивной работы требуются особые условия. Во-первых, должно быть достаточно большое пространство, которое позволит со значительной частью зрителей или даже со всеми провести «разогрев». Во-вторых, желательно чтобы действие происходило не на сцене, а перед ней, или в специальном помещении, например, в спортивном зале или рекреациях, тогда зрителям будет проще выходить на импровизированную площадку и заменять актеров. При этом снимется психологический барьер выступления на сцене перед зрителями, так как для многих подростков, родителей и т. д. такой публичный выход может быть первым в жизни и приобретаемый опыт должен быть не только положительным, но и должен быть полностью устранен возникающий при этом дискомфорт.

В самом спектакле-форум мы выделяем 6 фаз, которые и являются его методической основой.

Ситуации, разыгранные в спектакле, узнаваемы. Сценарии являются коллективным творчеством участников проблемно-тематических семинаров, проводимых на кафедре психологии Нижегородского института развития образования.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Е.Г. Еделева ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНИКА «ФОРУМ - ТЕАТР» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ
Капранова Э.А., Малышева К.А. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ «ФОРУМ-ТЕАТР» ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И.С. Бердышев ДЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ГЛАВА III ПРИНЦИПЫ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТРУДОВОЙ И ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ушмудина О.А. КУРС «ПСИХОЛОГИЯ НЕГАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ» В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ВУЗЕ
ГЛАВА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СЕРГИЕНКО И.М. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
Дик П. В. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК НОВЫЙ ВИД НЕХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ВИД ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРА
Вакулич Т.М. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
О.П. Макушина ЧУВСТВО ВИНЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СКЛОННОСТИ К НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМУ
И. А. Михайленко ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Филипченко Е. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ЯСАКОВА Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ИЗ ЗАВИСИМЫХ СЕМЕЙ
Залуцкая С.А., Пыжьянова Е.В. Зависимость креативности от порядка рождения детей
Добавить комментарий