ИНТОНАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ – МУЗЫКИ И РЕЧИ

Музыка, как известно, возникла из неодолимой потребности людей в общении. Особая «общительность» музыки вытекает из природы ее материала как искусства, специфики выразительных средств. Музыкальный звук – это не только акустическое, но и специфическое художественное явление. В физических свойствах музыкального звука уже заключена возможность вовлечения слушателя в свой поток. Музыкальные структуры (с их высотной, ладовой, ритмической организацией звуков, метром и темповыми изменениями, аготикой) несут способность моментально приводить в движение психические механизмы уподобления, «заражения», внушения.

Музыкальные звуки воспринимаются аналитически, когда их основные свойства – высота, длительность, тембр, громкость, артикуляция – выступают на передний план, и синкретически – как «целостная, многомерная, выразительная интонация» (Медушевский В.В.). Являясь смысловым микроэлементом музыки, интонация определяет степень «общительности» музыки. Интонация не имеет предметности, она передает все бесконечное множество эмоциональных движений.

В языкознании интонация понимается как звуковое воплощение речевого высказывания. Речевую интонацию характеризуют звуковысотная кривая («мелодия» речи), изменение динамики и тембра во времени, ритмика, которая проявляется в длительности и соотношении элементов речи, темп. Под понятием «интонация» в узком смысле подразумевают ее мелодику.

В музыкознании музыкальная интонация – это звуковое воплощение сочинения в единстве всех средств его выразительности в масштабах целого (Медушевский В.В.) В узком смысле интонация – звуковысотная кривая мелодии (ее контур), точнее, ее отрезок, кратчайшая «музыкальная мысль» (астафьевское понимание).

Черты общности в звуках музыки и речи наиболее отчетливо проступают в особенностях воспроизведения и слышания музыкальных и речевых звуков и слогов и на уровне фонетики, то есть на элементарном уровне звуков и слогов, и на уровне синтаксиса – уровне мотивов, фраз, предложений. Общность обнаруживается в самих способах воспроизведения звуков, в артикуляции, а также в том, как их слышат, то есть в получаемых акустических характеристиках. В музыке, как и в речи, артикуляция придает осмысленность и особую выразительность исполнению.

Музыкальная артикуляция сходна с речевой, при этом наиболее важным общим принципом является принцип членораздельности.

Диапазоны речи обычно совпадают по центру с музыкальными: низкие звуки в речи (как и в любой музыке – классической, народной) используются для утвердительных окончаний фразы, высокие – для вопросительных, неустойчивых интонаций. Как отмечает В.В.Медушевский, подобно тому, как в речи предложение повествовательного характера длиннее предложения эмоционально-действенного, волевого, в музыке повествовательные интонемы (мотивы и фразы) также отличаются развернутостью.

Речевая интонация в содержании, эмоциональной выразительности и характеристичности зависит от конкретной речевой ситуации и обусловливает порождение речевых жанров. В музыке жанрами являются типы музыкальных произведений, объединяемых по содержанию, условиям и средствам исполнения и своему социальному предназначению.

Наиболее важным специфическим признаком живой разговорной речи является ее диалогичность. Лингвисты сопоставляют структурные особенности различных видов диалога (конфиденциальное объяснение, эмоциональный конфликт, диалог-спор), форм монологической речи (речь оратора, научный доклад). Анализ музыкальных произведений делает очевидным тот факт, что общий принцип подачи «реплик» в многоголосии поступает из речевых форм диалогического и монологического плана.

Одна из функций речевой интонации–характеристичность–выражается в способности создавать слуховые представления о личности говорящего, о его характере, темпераменте, возрасте, голосе. Собственно звуковая сторона речи, тембр и сила голоса, темпо-ритм по-разному сочетаясь, создают образ говорящего. Музыка располагает значительно более обширными возможностями образности. Формирование тематизма индивидуализированного типа стало возможным благодаря активному использованию выразительности и музыкальных средств (в их основе – фиксированная звуковысотность, ладовая и метрическая организации) и усилению характеристичности. А это означает обогащение семантики музыкального языка.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Патралова ВРЕМЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕННОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
9.1. Почему я являюсь сторонником концепции компьютерных средств человеческого общения
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ИНСТРУМЕНТ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
А.И. Янчий, Е.А. Андрейчик МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ЦЕННОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНСОТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ВРЕМЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОСТРАНСТВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
17.3. Роль личного кругозора как составляющей конкурентоспособности в деятельности специалиста
Тихонина Т.А. Средства массовой коммуникации как составляющая психических состоя-ний
ТИХОНИНА Т.А. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮ-ЩАЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГОВОРЯЩЕГО ПО ИНТОНАЦИИ ГОЛОСА»
УДК 364.И. Г. САМОХВАЛОВА СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Карпенко В.В. ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
М. А. Соловьева ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЗРЕЛОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ
Корнилов Сергей Александрович ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Добавить комментарий