ИНТРОСПЕКЦИЯ (INTROSPECTION)

И. (букв. смотрение внутрь) — популярная методология психологов конца XIX и первых десятилетий XX вв. — представляет собой исследовательский психол. метод, при к-ром испытуемые пытаются изучать содержание и процессы своего сознания. И. использовалась для изучения широкого спектра психол. процессов, включ. память, научение, мышление, решение задач, анализ сновидений и восприятие.

Метод И. не был простой рефлексией субъективного опыта. Испытуемые проходили серьезную подготовку, изучая, описывая и составляя словесные отчеты о непосредственно возникающих сенсорных впечатлениях в ответ на систематическое расспрашивание. Эдвард Бредфорд Титченер определил наиболее благоприятные условия для интроспективного наблюдения: испытуемые должны быть макс. беспристрастны и должны предотвращать влияние др. ассоциаций на отчет о данном непосредственном переживании. В дополнение к этому, испытуемые должны быть чуткими, способными концентрировать внимание, здоровыми, бодрыми, не испытывающими утомления и заинтересованными в исследуемом опыте.

И. была осн. методом структуралистских школ, возглавляемых Вильгельмом Вундтом в Германии и Титченером в Америке, к-рые определяли психологию как изучение сознательного опыта. Структуралисты пытались разложить опыт на его составляющие части или элементарные ощущения. Считалось, что ощущение лежит в основе перцептивных процессов, рассматриваемых как вторичная организующая активность. Целью структуралистской психологии являлось субъективное понимание сознания и содержаний разума.

Этой т. зр. противостояли представители школы гештальта, к-рые отвергали предположение о существовании первичных элементов переживания в пользу врожденных тенденций к организации и холистического взгляда на восприятие. Школа функционализма, к-рую представлял Джон Дьюи, тж противостояла субъективному интроспективному подходу, отдавая приоритет систематической, объективной демонстрации и эксперим. проверке теории. Бихевиористы, такие как Дж. Б. Уотсон, критиковали И. за ее качественный и ненадежный характер и отрицали полезность любых представлений, относящихся к субъективному опыту и вопросам сознания, придавая значение лишь наблюдаемому поведению, анализируемому в терминах измеряемых стимулов и реакций.

См. также Гештальт-психология

Р. Адам-Терем

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ИНТРОСПЕКЦИЯ
Игнатова Екатерина Сергеевна ОСОБЕННОСТИ ИНТРОСПЕКЦИИ У ИНТРОВЕРТОВ И ЭКСТРАВЕРТОВ
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
ВСТАВКА 1.ИСТОРИЯ — ЗНАКОМСТВО С ИНТРОСПЕКЦИЕЙ
ИНТРОСПЕКЦИЯ И ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (МЕТОДО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД)
4. Необихевиоризм Толмена (бихевиоризм и интроспекция)
Т.В. Михеева, А.Н. Михеева ИНТРОСПЕКЦИЯ КАК МЕТОД САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
БИХЕВИОРИЗМ (BEHAVIORISM)
Деятельность как изменение актуальной ситуации
Ахмадуллина А.В. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОНАБЛЮДЕНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (FUNCTIONAL PSYCHOLOGY)
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Ключевые термины раздела
Трудовой метод в психологическом изучении профессий
Особенности научного типа мышления в психологии
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
1.2. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Добавить комментарий