ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПЕНТАБАЗИСА ДЛЯ АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

Этнические стереотипы относятся к понятиям, не имеющим однозначного определения из-за различия подходов к интерпретации их содержания. В силу того, что понятие этнических стереотипов носит мно-гофункциональный и интердисциплинарный характер, предлагается для выяснения его функций использо-вать способ системного описания понятий, предложенный В. А. Ганзеном, известный как метод пентабазиса (Ганзен, 1984). Каждое анализируемое понятие описывается с помощью четырех составляющих: времени, пространства, энергии и информации. По отношению к ним объект описания выполняет интегральную функцию. Каждая из четырех категорий отражает закономерности функционирования объектов: временной аспект представляют две противоположные тенденции – стремление к постоянству или открытость на все-возможные изменения. Пространственная составляющая выражает два способа связи объекта с окружением – от близких контактов до поддержания дистанции по отношению к внешней среде. Категория энергии определяет взаимозависимость между объектом и средой – от доминирования в ней до подчинения внешним условиям. Последняя линия анализа – информация – отражает два различных способа восприятия информации: аналитический (склонность к дифференциации, подчеркиванию различий) либо синтетический (тенденция к обобщению получаемой информации, предпочтение сходства). Проведенные исследования различий во взаимном восприятии польских и российских студентов подтвердили возможность использования метода пентабазиса для исследования этнических стереотипов (Ronginska, 2006). Правомерность использования метода пентабазиса для описания понятия стереотипов обуславливается тем, что в нем, как системном объекте, можно обнаружить все четыре упомянутые тенденции. В аспекте времени стереотипное восприятие другой культуры ведет к категоричной оценке поведения ее представителей, т. е. доминирует тенденция к сохранению устойчивых и неизменных схем восприятия и оценки. В категории пространства проявлется склонность к культурной дистанции, обусловленной, среди прочего, фактором этноцентризма. Энергетический аспект стереотипов отражает тенденцию к восприятию собственной среды как более значимой, важной с точки зрения принятых в ней ценностей и норм.
Категория информации с выраженностью к обобщенному, синтетическому восприятию другой культурной среды находится в согласии с одной из ведущих концепций стереотипов – теорией когнитивной категоризации (Tajfel, 1981), в которой ведущим является утверждение о склонности к генерализации черт представителей иной культуры. Этнические стереотипы как одно из проявлений устойчивых познавательных схем становятся причиной догм и предрассудков в восприятии представителей других культур.
Противоположным способом восприятия является этнический релятивизм, способность к эластичному воприятию «чужого», без приписывания ему универсальных для данной культуры черт. Межкультурная коммуникация предполагает открытость по отношению к другой культуре, способность к ассимиляции, контактам с ее представителями. Стереотипное восприятие с тенденцией к сохранению межкультурной дис-танции является одним из факторов, отрицательно влияющих на качество этих контактов. Одновременно следует заметить, что экстремально выраженная склонность к близким контактам может приводит к «рас-творению» в другой среде, полной ассимиляции и отказу от ценностей своей культуры. В этом проявляется положительное значение этноцентризма как фактора сохранения собственной этнической идентичности. Культурный релятивизм, иначе называемый этнической относительностью, проявляется в том, что ценности другой группы принимаются как равнозначные ценностям собственной. Одним из важных факторов эффективности межкультурной коммуникации является особая чувствительность к различиям между представителями «чужой» группы. Это позволяет преодолеть склонность к обобщенной оценке поведения другого человека и избавляет от опасности приписывания ему культурных этикеток («каждый шотландец скупой», «каждый немец пунктуальный» и т. д.). В свою очередь, способность к дифференцированному восприятию способствует адаптации к условиям другой культурной среды, помогает адекватно воспринимать другого человека. Стеретипная оценка другой культуры неизбежно ведет к появляению понятий «свой» и «чужой».
<< | >>
Источник: АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2009 (Второе издание). СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПА-РАДИГМЫ, ТЕОРИИ (Выпуск 2). 2009

Еще по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПЕНТАБАЗИСА ДЛЯ АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ:

  1. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
  2. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
  3. МЕТОДИКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ волевых качеств»
  4. Кудряшова И. В., Щеглова М.С., Чернова О. В. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ПЕНЗЕНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
  5. УПРАЖНЕНИЕ 12.2. ПОСТРОЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АКТОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ
  6. Рядченко Алеся Витальевна ПОСЛОВИЦЫ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
  7. Смолина Т.Л. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ исследование этнических стереотипов русских и поляков
  8. Харитонова Т.С. Методы исследования гендерных стереотипов в отечественной психологии
  9. ХАРИТОНОВА Т.С. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  10. 4.2. НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. МЕТОД АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ