Историческая справка

Обрисуем вкратце историю исследований природы творческого процесса, которые привели к появлению синектики. В 1944 г. Гордон решил «атаковать» тайну творчества в той области, где отсутствовали рекомендации, а именно в области действенного описания самого творческого процесса. Работа началась с серии наблюдений за изобретателем, который был вовлечен одновременно в процесс изобретения и психоанализа, рефлексии.

Это потребовало от изобретателя больших усилий по соединению способности создавать новое и одновременно осознавать процесс собственного мышления.

В процессе его работы производилась запись на магнитофон. Анализ текста показал, что изобретатель постоянно возвращался к определенному набору психологических состояний. Эта состояния затем были определены следующим образом:

1) ОТРЕШЕННОСТЬ. Чувство, которое изобретатель описывал как «будучи отдаленным (от чего-то)».

2) ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Близость определена тем, что «Как бы я себя чувствовал, если бы ‘был пружиной? Я не могу отделаться от моей собственной упругости».

3) ОТКЛАДЫВАНИЕ. Чувство того, что необходимо удержать себя от преждевременных попыток сделать окончательный вывод.

4) РАЗМЫШЛЕНИЕ. Повторяющиеся попытки заставить ум действовать свободно («Что будет, если высотометр был бы просто пружиной?..»).

5) АВТОНОМИЯ ОБЪЕКТА. Чувство, описанное изобретателем в конце его работы, когда сама проблема подходит к концептуальному решению («Я чувствую, что эта штука сама по себе, полностью вне меня… »).

В дальнейшем, в 1945 г., была проведена серия интервью с представителями науки ‘и искусства, целью которых было выяснить— являются ли перечисленные выше психологические состояния присущими одному человеку или они широко распространены. Была отмечена высокая степень их узнавания. Впоследствии оказалось, что можно выделить четыре аспекта психологического процесса: вовлеченность — отрешенность, откладывание, размышление и автономия объекта. В дальнейшем работа продолжалась в Гарвардской лаборатории подводной акустики в группах, работавших над специфическими проблемами гидродинамики.

Однако несмотря на уже имеющийся опыт, по’пытки включения выявленных механизмов в процесс реальной работы были не совсем удачны.

«Когда мы говорили: «Давайте будем в этом месте максимально вовлечены…».или «Не могли бы мы отложить выдачу решений на некоторое время?», то мы встречали некоторое трудноопределимое противодействие со стороны групп. Группы не только были возмущены попыткой повлиять на ход мысли, но и бывали рассержены неуместным легкомыслием в формулировках наших требований».

Здесь Гордон столкнулся с тем, что призывы, не раскрывающие механизмов деятельности, имеют довольно низкую эффективность.

Осознание этой и многих других неудач заставило его продолжать совершенствование выявленных механизмов и способов их представления, включения в деятельность.

В 1946—1948 годах акцент в работе был изменен. От попыток осознания того, что происходит в мозгу в момент озарения, Гордон переходит к поиску психологических условий и состояний, которые позволяют эффективно развиваться творческому процессу. Работа проводилась с группами художников, артистов, которым предлагалось совместно решать технические проблемы. Открытость, коммуникабельность, нацеленность на творчество этой группы людей позволили несколько углубить подходы к управлению творчеством, однако больших результатов получено не было, и в дальнейшем произошел возврат к работе с ‘инженерами. Начиная с 1952 года целью работы стало создание плана — схемы, которую люди могли бы применять для увеличения их творческих возможностей. Гордон окончательно переходит к выявлению операторов творческого процесса. «Наша задача была в том, чтобы выделить психологические механизмы и зафиксировать.повторяющиеся психологические состояния, которые могут быть описаны конкретными терминами и изучены в экспериментальном смысле».

В период между 1953 и 1959 годами понятие психологических механизмов трансформировалось в некие рабочие механизмы, правила. Эти механизмы являются конкретными функциональными инструментами для получения преимуществ при проникновении в сущность проблемы с помощью мощных, но, как правило, скрытых психологических состояний.

Постоянная работа над протоколами заседаний приводила к новым интересным открытиям.

Так, например, была замечена необходимость в периодическом возврате к «банальным» истинам (повседневному опыту) в процессе творчества. Такой возврат позволяет создавать сеть опорных пунктов в рассуждениях. Интересную особенность имеет и функция лидера. В синектических группах отказались от явного лидера, ибо выяснилось, что в процессе работы лидер включает часть ресурсов в процесс подтверждения своих прав, пытается сработать на одобрении своей деятельности. В то же время лидер необходим. Сейчас в составе си-нектической группы, как правило, роль лидера выполняют все члены группы поочередно, в зависимости от особенностей ситуации. В протоколах был так же вскрыт механизм превращения знакомых вещей (объектов изменения) в странные, неузнаваемые.

Первоначальный успех при использовании этого приема привел к расширению его применения. Делались попытки найти раз-64 личные пути, позволяющие человеку взглянуть на известный ему предмет новыми глазами, избавиться от стереотипов в восприятии, а следовательно и от барьеров при творческой работе. Тогда же Гордон вышел на осознанное применение психофизиологической активизации.

Когда цель изобретения достигнута, это часто сопровождается приятным возбуждением, душевным подъемом. Само по себе чувство, что ты находишься на правильном пути — цельное психологическое состояние, определяемое бессознательно как индикатор для выбора направления работы. Появление этого ощущения «озарения» традиционно относится к категории случайных и сугубо интуитивных явлений.

В синектике это психологическое состояние культивируется и искусственно вызывается с целью успешной реализации творческого процесса.

«Мы наблюдали, что некоторые люди успешно отбирали пути достижения цели, которые вели к наиболее простым решениям. Эти люди поддаются приятному чувству — чувству «нахождения на верном пути» еще за долго до того, как интуиция их будет подтверждена. Они считают это чувство сигналом, подтверждающим правильность курса.

Когда «А» сделал интуитивное открытие, мы отматываем пленку назад, для того чтобы напомнить ему, что он чувствовал в то время, когда осознавал этот процесс. Или же мы просим «А» описать свои ощущения «В», чтобы тот мог в нужный момент угадать их в себе».

Оказалось, что с помощью психофизиологической активизации можно вводить себя в состояние, близкое к тому, которое испытывает человек во время «инсайта», и это значительно повышает вероятность выхода на сильные решения.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, т. е. то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами. Оказалось, что здесь существует три общих типа действий:

1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.

Она включает в себя преобразование специфической.проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. В этот механизм также была включена «инверсия» как еще один метод обыгрывания уже принятых значений.

2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного
понятия.

В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов природы, и пытается отве-

тить на вопрос: «Каким образом мы можем добиться этого в действительности?» 3. Игра с метафорой.

Обыгрывание метафоры — один из плодотворных механиз* мов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое— знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации с его ос-новным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?». Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было -подготовлено много успешно работающих специалистов, что позволяет сделать практический вывод: синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
НОРМАТИВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Боброва Е.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИИ
3.3.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Исторический обзор
ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ИЗУЧЕНИЯ БЕСПОМОЩНОСТИ
1.2 Историческое развитие представлений о предмете психологии человека.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Добавить комментарий