ИСТОРИЯ

На протяжении всей истории философии можно проследить т. зр., согласно к-рой в регуляцию поведения людей и животных вовлечены принципиально различные процессы. Так, Р. Декарт писал, что «после заблуждения атеизма, ничто не уводит слабые умы так далеко от истины, как идея о том, что ум животных сходен с нашим». С приходом идей Ч. Дарвина возникло представление о непрерывности (преемственности) умственных процессов. Дарвин, Романес и др. цитировали многочисленные истории, в к-рых акцентировалось человекоподобное поведение животных. В ответ на такой подход К. Ллойд Морган, Жак Леб и др. призывали к тщательному эксперим. анализу научения вместо опоры на бездоказательные истории о животных.

На первых этапах изучения И. ж. выдающимся новатором стал Э. Л. Торндайк. Он писал, что «постоянно теряются сотни собак, и никто этого даже не замечает, и тем более не публикует заметок об этом в научных журналах. Но стоит только одному псу найти дорогу от Бруклина до Йонкерса, и этот факт тотчас же становится муссируемым слухом». На протяжении своей короткой карьеры сравнительного психолога Э. Л. Торндайк исследовал множество видов животных. Он пришел к следующему заключению: «Формально краб, рыба, черепаха, собака, кошка, обезьяна и младенец обладают очень сходным интеллектом и характером, к-рые представляют собой систему связей, изменяющуюся согласно законам упражнения и эффекта». Хотя биолог. виды считали различающимися как в отношении устанавливаемых связей, так и их способности делать это, подразумевался единый процесс. Э. Л. Торндайк редко прибегал к простым сравнениям «интеллекта». Он считал, что одна из функций сравнительной психологии — проследить эволюцию челов. интеллекта и «что ее выполнению мало поможет тот факт, что собаки сообразительнее кошек, киты — тюленей, а лошади — коров».

Взгляды Э. Л. Торндайка способствовали сдерживанию исслед. эволюции интеллекта и сосредоточению осн. усилий на изучении ограниченного числа видов. Тем не менее, было проделано достаточное количество работ, что позволяет составить весьма резонное представление об И. ж. Несомненно, что люди и человекообразные обезьяны по способности к научению не имеют себе равных среди остальных животных. Тем не менее, простой метод расположения животных вдоль единой шкалы так и не появился. Тж нет и никаких достоверных указаний на то, что процессы, лежащие в основе научения чел., принципиально отличаются от тех, на к-рых базируется научение у остальных видов животных.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
УПРАЖНЕНИЕ «ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ».
ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ИЗ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
История психологии труда
ИСТОРИЯ.
§ 6. СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ
ГЛАВА ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
ИСТОРИЯ И ВЗРОСЛЕНИЕ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
2.4. История отечественной психологии труда
Глава 2. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ П. И О. П.
Часть I ПСИХОТЕХНИКА В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МНЕМОТЕХНИКИ
ИСТОРИЯ И ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ ТАБАКА
Добавить комментарий