Исцеляющая сила дыхания

Использование различныхтехник дыхания с религиозными и лечебными целями можно обнаружить на заре человеческой истории. В древних и доиндусгриальных культурах дыхание играл о очень важную роль в космологии, мифологии и философии и высгупало как важное орудие в обрядовой и духовной практике. С начала истории каждая значительная духовно-психическая система, стремящаяся постичь природу человека, рассматривала дыхание как решающую связь между телом, умом и духом. Зто ясно выражают слова, которыми многие языки обозначают дыхание.

В древнеиндийской литературе слово прана означает не только физическое дыхание и воздух, но также священную сущность жизни. Точно так же в традиционной китайской медицине слово ци относится как к космической сущносги и знергии жизни, так и просто к воздуху, который вдыхают наши легкие. В Японии ему соответствует слово ки. В японской духовной практике и в воинских искусствах ки играет чрезвычайно важную роль. В Древней Греции слово ПППППП означало и воздух или дыхание, и дух или жизненную сущность. Греки также полагали, что дыхание тесно связано с душой. Слово ПППП употреблялось и для обозначения диафрагмы, самой широкой МЫШЦЫ, участвующей в дыхании, и для обозначения ума (как зто видно из термина шизофрения — «расщепленный ум»). В древнееврейской традиции такое же слово — руах обозначало и дыхание, и творящий дух, ибо они считались тождественными. В латыни для обозначения и духа, и дыханиятакже употреблялось одно слово — зрігіЮз. А в славянских языках слова «дух» и «дыхание» имеют один и тот же лингвистический корень.

На протяжении веков было известно, что на сознание можно повлиять методами, включающими в себя дыхание. Приемы, которые использовались с зтой целью различными древними культурами и теми, что еще не подавлены современным Западом, охватывают широкий диапазон методов от решительного прекращения дыхания до тонких и изысканных упражнений различных духовных традиций. Так, первоначальный способ крещения, практиковавшийся ессеями, включал погружение посвящаємого под воду на продолжительное время, что приводило к мощному переживанню смерти и возрождения. В некоторых традициях новообращаемые наполовину удушались дымом, сдавливанием горла или сонной артерии.

Глубокие перем єн ы в сознании могли вызываться как гипервентиляцией и продолжительной задержкой дыхания — зтими крайностями в ритме дыхания, — так и их поочередным использованием. Необычайно угонченные и развитые методики подобного рода можно найти в древнеиндийской науке дыхания — прзндяме. Особые техники, включающие напряженное дыхание или задерживание дыхания, также являются частью различных упражнений в Кундалини-Йоге, Сиддха-Йоге, тибетской Ваджраяне, бирманских буддисгских и даосских способах медитации, практике суфиев и множесгве других.

Более тонкие техники, которые делают в связи с дыханием упор, скорее, на особом осознавании, чем на изменениях в дыхательных движениях, занимают важное месго в буддизме Сото Дзен (стан таза) и в некоторых даосских и хрисгианских практиках.

Косвенно на глубину и ритм дыхания сильно влияют такие художественно исполняемые обряды, как балийское обезьянье пение, или Кетжак, горловая музика зскимосов-инуитов, пение киртанов, бхаджанов или пение суфиев.

В материалистической науке дыхание утратило своє священное значение и было оторвано от его связи с душой и духом. Западная медицина свела дыхание к некой важной физиологической функции, а все физиологические и психологические проявлення, которые сопровождают различные изменения в дыхании, были обьявлены патологией. И психосоматическая реакция на учащение дыхания, так называемый синдром гипервентиляции, рассматривается скорее как сосгояние патологическое, нежели как то, чем оно в дейсгвительносги является,— действием, обладающим огромными целительными возможн остями. А когда гипервентиляция происходит непроизвольно, она, как правило, подавляется назначением успокоительных, внутривенными иньекциями кальция и наложением на лицо бумажного пакета, чтобы увеличить содержание углекислого газа и подавить кислородное отравление, вызываемое учащенным дыханием.

За последние несколько десятилетий западные терапевти вновь открыли целительные возможносги дыхания и развили методики, их использующие. Мы сами исп роб овали различные использующие дыхание подходы во время наших месячных семинаров Зсаленского инсгитута в Биг Суре, Калифорния. Они заключали в себе как дыхательные упражнения д ревних духовних традиций, про води мые под руководсгвом индийских и тибетских учителей, так и методи, разработанные западными терапевтами. Каждый из зтих подходов выделял нечто особенное и использовал дыхание по-своему. В наших же собсгвенных поисках действенного метода, который использовал бы целительные возможносги дыхания, ми старались упросгить

его применение, насколько зто было В03М0ЖН0.

Мы пришли к виводу, что досгаточно просто дышать бысгрее и глубже, чем обычно, с полным сосредоточением на внутренних движениях. Вмесго того, чтобы придавать значение какой-то особой технике дыхания, именно в зтой сфере мы придерживаемся общей стратегии холотропной работы — доверие к внутренней мудросги тела и следование внутренним путеводным нитям. При холотропном дыхании мы побуждаем людей начинать сеанс с дыхания учащенного и несколько более глубокого, связывающего вдох и выдох в непрерывном процессе дыхания. Оказавшись внутри действия, индивиды находят собственный ритм и способ дыхания.

Нам неоднократно доводилось подтверждать наблюдения Вильгельма Райха, что виды психологического сопротивления и защиты связаны с ограниченным дыханием (РеісЬ, 1961). Дыхание является самостоятельной функцией, но может также подвергаться и воздействию воли. Умышленное увеличение скорости дыхания, как правило, распускает психологические защиты и ведет к высвобождению и проявленню бессознательного и сверхсознательного содержания. Но пока кто-либо лично сам не стал свидетелем зтого процесса или не пережил его, ему только на основе теории трудно поверить в силу и действенность названного метода.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СИЛА ВОЛИ КАК СИЛА МОТИВА.
ИСЦЕЛЯЮЩИЕ МЫСЛИ
Исцеляющие возможности музыки
ДЫХАНИЕ
МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ ДЫХАНИЯ
Холотропное дыхание.
Теория и практика холотропного дыхания
Упражнение 3. «Ритмичное дыхание»
ДЫХАНИЕ И ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Упражнение 2. «Полное дыхание»
ИЗУЧЕНИЕ ТЕРПЕЛИВОСТИ МЕТОДОМ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ
Терапевтические возможносги холотропного дыхания
Добавить комментарий