ИВАНОВА Н.А. ОСОБЕННОСТИ ОПОЗНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ

Нами было сделано предположение, что опознание звуков, находящихся в зоне, близкой к речевому диапазону испытуемых, является менее точным, а частота возникно-вения ошибок выше. Стимульный материал исследования составили звуки различной вы-соты, предъявляемые испытуемым поочередно на рояле. Использовался весь диапазон клавиатуры. Каждому испытуемому предъявлялось 15 стимулов с интервалом около 20 секунд.

Предъявляемые стимулы разделены нами на 5 групп, которые условно названы диа-пазонами: речевой (активный), околоречевой, вокальный, значительно выше вокального и значительно ниже вокального. Речевой диапазон определяется с помощью свободного пения на удобной для испытуемого («разговорной») высоте и представляет обычно кварту или квинту на клавиатуре, околоречевой – звуки, находящиеся рядом с этим интервалом. Вокальный диапазон определяется с помощью произвольного пения от самой низкой до самой высокой ноты, возможной для пропевания данным испы-туемым.

Эксперимент проходил в два этапа. Сначала определялись речевой, околоречевой и вокальный диапазоны для каждого испытуемого и составлялся для него индивидуального набора стимулов. После чего следовало предъявление стимульного материала испытуе-мому с заданием с трех попыток найти каждый звук на клавиатуре сразу после его предъ-явления. Звуки разных диапазонов предъявлялись однократно в случайном порядке. Реги-стрировались первый и последний ответы.

Испытуемые в данном исследовании – выборка музыкантов (18 человек), имеющих развитые навыки пения и опыт общения с роялем.

При обработке результатов вычислялось среднее отклонение от правильного ответа (в количестве полутонов) для каждого испытуемого и средние отклонения для каждого из пяти диапазонов. Результаты первой попытки (среднее отклонение): для речевого диапа-зона – 3,07 полутона, для околоречевого диапазона – 2,47 полутона и для вокального диа-пазона – 2,66 полутона. Похожая тенденция прослеживается и в конечных ответах: для речевого – 0,6, для околоречевого – 0,5 и для вокального – 0,39 полутона. Данные подтверждают наше предположение.

В процессе исследования появились неожиданные наблюдения: у 6 из 18 испытуе-мых возникали «инвертированные» ошибки. Если при предъявлении звука «ля» испытуе-мый отвечал «соль», то впоследствии при предъявлении «соль», он отвечал «ля». Причем оказалось, что испытуемые допускают такую «инвертированную» ошибку чаще, чем в по-ловине возможных случаев.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Кравчик К. Б. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ
Адмакина Т.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЦ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННО-СТЕЙ СПОРТИВНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАНАТОВ
Иванова Н. А. Таран И. И. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
ИВАНОВА Т.А. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА КАК ЧАСТИ ОБЩЕ-НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Иванова Ольга Петровна, Ерина Светлана Ивановна ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ
3.2. ОПОЗНАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЕЙСТВИЙ (ПРОБА 3)
Качественный анализ звуков
Другалёва А.С. опознание визуальных стимулов ПРИ пограничных расстройствах
ДРУГАЛЁВА А.С. ОПОЗНАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ ПРИ ПОГРАНИЧНЫХ РАССТРОЙСТВАХ
ЧАСТОТНЫЙ ИНТЕРВАЛ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
ОПОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ВЫБОРА
Инструментальный анализ звуков
3.1. ОПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (ПРОБЫ 1 И 2)
МЕДИТАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ПЕРВИЧНЫХ ЗВУКОВ
СПОСОБНОСТЬ МОЗГА К ОПОЗНАНИЮ ОБРАЗОВ
1.3.1. МАСКИРОВКА ЗВУКОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С РЕЧЬЮ
СТРУКТУРА ЭМОЦИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗВУКОВОГО ФРАГМЕНТА
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЗВУКОВОЙ ИМИТАЦИИ?
Добавить комментарий