ИЗОМОРФНОСТЬ ОБРАЗА И МЫШЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Кашапов М.М.

(Ярославль)

Одной из важных заслуг Л.М. Веккера является построение шкалы уровней организации информационных процессов, объединяющей общим принципом изоморфизма нервные и психические сигналы. Изоморфизм требует взаимно однозначного соответствия функций или отношений, попарно связывающих элементы множества-сигнала и множества-источника. На основании выделенного принципа была разработана шкала, в соответствии с которой специфические различия нервных и перцептивных процессов определяются, по мнению Л.М. Веккера, местом, которое эти структурные единицы психики занимают на шкале изоморфизма. Структурная специфичность перцептивного уровня психической информации объективно проявляется в том, что целостные, предметные образы задают программы действий не в виде жесткой последовательности движений, а в виде целостного семейства вариантов траекторий, включенных в структуру перцептивного пространства. Особенно важным является вывод о том, что именно этот факт включает в себя предпосылку, создающую на высших уровнях психики альтернативные варианты свободного выбора.

Актуальный умственный образ того или иного конкретного события или ситуации (т. е. образ того, как человек воспринимает, осмысливает, понимает и объясняет происходящее) образует основу ментальной репрезентации в профессиональной деятельности. Психологическая сущность умственных образов состоит в множественной идентификации индивидом себя самого и своих партнеров в рамках, заданных ситуацией и поставленной целью, а также в последующей реактивной трансформации образов под влиянием осмысления динамики взаимодействия, изменений параметров решаемой ситуации.

В проведенных нами исследованиях (М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцо- ва, Т.В. Огородова, С. А. Томчук и др.) установлено, что как на стадии допрофессиональной и профессиональной подготовки, так и в процессе осуществления практической деятельности существует «проблемное поле», связанное с ментальной репрезентацией. Так, Т.В. Огородовой выявлено, что психологические характеристики творческого мышления учащихся различных профильных классов имеют разноуровневое и полиструктурное содержание. Творческое вербальное мышление учащихся профильных классов, в сравнении с общеобразовательными, отличается разнообразным набором характеристик образного мышления.

Например, особенностью учащихся педагогического профиля является изоморфность вербальных и невербальных (образных) компонентов в структуре творческого мышления.

В исследовании образных характеристик творческого мышления профессионала, проведенном С.А. Томчук, установлено, что мышление задает концептуальный уровень чувственному отражению, в силу чего активно воздействует на эмоциональную и образную память. Обосновано, что в музыкальном и педагогическом мышлении преподавателей общеобразовательных школ наблюдаются сходные тенденции: динамика развития от ситуативного типа педагогического мышления к надси- туативному проецируется на динамику развития музыкального мышления от эмоционально-ценностного уровня к духовно-ценностному. А прошлый опыт в музыкальном мышлении используется двояко: с одной стороны, актуализируются знания из области теории музыки, а с другой — всплывают образы ранее пережитых психологических ситуаций.

В. Скворцовой установлено влияние занятий с преподавателями вузов по решению педагогических ситуаций на совершенствование их педагогического мышления. Обнаружены связи между уровнем мета- когнитивной активности и результативными характеристиками педагогического мышления. Компоненты, в том числе и образные, и стратегии метапознания, включаясь в процесс профессионального педагогического мышления, определяют (посредством сознательного и бессознательного регулирования) эффективность обнаружения и разрешения педагогической проблемности. Следовательно, освоение новой информации или роли предполагает момент отчуждения, отстранения, образного абстрагирования. Чтобы осмыслить и понять какой-либо образ, «войти в него», нужно уметь посмотреть на него с неожиданной стороны, удивиться. В процессе визуализации образов происходит их кататимное переживание. Специалист, обладающий ярко выраженным образным мышлением, стремится к самостоятельному решению как профессиональных, так и жизненных задач, поскольку позитивный образ мысли активизирует творческий саморазвивающийся потенциал.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
Зубанов Д.А. Влияние совместной деятельности на творческое мышление
М. М. Кашапов НАДСИТУАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ОСОБЕННОСТИ ОБОБЩЕНИЙ В МЫШЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛА-ПРАКТИКА
ОСОБЕННОСТИ ОБОБЩЕНИЙ В МЫШЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛА-ПРАКТИКА
Творческое мышление
Логика и интуиция в творческом мышлении
ДРУГИЕ КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В.В. Горич ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ
Засекина Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление
ЗАЩИРИНСКАЯ О.В., СЕМИНА О.Б. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Паршина М.В., Басалаева Н.В. ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е. С. Ермакова ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Дроздовский А.К. Нейродинамические характеристики профессионала в разных сферах деятельности
Добавить комментарий