ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НРАВСТВЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Проблема эмоциональной регуляции и саморегуляции является крайне актуальной на сегодняшний день. Развитие личности человека рассматривается с позиции взаимодействия аффекта и интеллекта, в связи с чем все большее распространение получает термин «эмоциональный интел- лект»[1; 2].

Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции приводят к значительным жизненным затруднениям, особенно сильно проявляющимся в сфере общения. По мнению многих психологов и специалистов в области управления, высокий EQ (коэффициент эмоциональности) в системе межличностных отношений гораздо важнее высокого IQ. Исследователи установили, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % — всем известный IQ — коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Кроме того, существуют предположения о том, что эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют повышению уровня нравственности человека. Данная точка зрения особенно интересна ввиду того, что проблема нравственности очень актуальна в наше время. По результатам многочисленных исследований можно сделать вывод, что в современном обществе, наблюдается некоторая моральная деградация, или «испарение моральности». Проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона — несгибаемого и лишенного эмоций человека. В то же время К.Д.Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает. Здесь явно прослеживается связь эмоционального интеллекта и нравственности человека.

Особенно остро стоит проблема падения нравственности в молодежной среде, именно поэтому в качестве испытуемых запланированного нами исследования выступают старшеклассники (учащиеся 10-х — 11-х классов). Ранний юношеский возраст рассматривается как сензитивный для развития нравственных качеств, формирования нравственных убеждений и нравственных ценностей, выработки навыков и привычек нравственного поведения.

Насколько же правомерно говорить о связи эмоционального интеллекта и нравственности старшеклассников — именно это мы и постараемся выяснить с помощью нашего исследования.

Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он, например, определяет его как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». Дэниэл Гоулман считает, что эмоциональный интеллект — это «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими» [4; 5].

В концепции Д.В.Люсина эмоциональный интеллект понимается как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, то есть установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать довольно сильные эмоции; способен контролировать внешнее выражение эмоций; при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.

Поскольку и способность к пониманию эмоций, и способность к управлению эмоциями может быть направлена на собственные эмоции и эмоции других людей, по мнению Д.В.Люсина, можно говорить о внут- риличностном и межличностном (коммуникативном) эмоциональном интеллекте, которые хотя и предполагают актуализацию различных когнитивных процессов, но должны быть взаимосвязаны.

Исходя из этого, для изучения эмоционального интеллекта при проведении запланированного исследования нами была избрана методика «Уровень эмоционального интеллекта», разработанная С.А.Беляевым, А.И.Янович и М.И.Мазуровым (LEI Level of Emotional Intelligence). Методика состоит из 50 вопросов, включает шкалу лжи, шкалы личностного и коммуникативного эмоционального интеллекта и общий уровень эмоционального интеллекта.

Говоря об эмоциональном интеллекте, многие авторы упоминают такие его составляющие, как глубокое понимание эмоций других людей, социальная ответственность, способность к идентификации эмоций и др. [2; 7; 11]. Одним из важнейших компонентов эмоционального интеллекта является эмпатия (способность к сопереживанию), которая является главным связующим звеном между эмоциональной сферой и нравственностью человека. Эмпатическая установка то и дело входит в соприкосновение с моральными оценками. Корни нравственного поведения человека следует искать именно в эмпатии, поскольку именно умение поставить себя на место другого человека, способность к сочувствию и сопереживанию побуждают людей следовать определенным моральным принципам.

При употреблении понятия нравственность речь идет, прежде всего, об отношениях людей друг к другу. И не о любых межчеловеческих отношениях, а о тех, в которых выявляются «добро» и «зло». Какие бы мы ни взяли понятия, отношения, действия в сфере морали, нравственности, — все они, так или иначе, имеют в своей основе способность человека различать добро и зло. Большинство отношений в сфере морали это и есть конкретные модификации проявлений добра и зла в разных сторонах жизни. Честность — это явно добро, а нечестность — зло. То же самое со справедливостью и несправедливостью, милосердием и жестокостью, порядочностью и непорядочностью, и т.д. Стыд, совесть выражают то, что человек ощутил значение своего отклонения от линии добра. Зло не является ценностью, а вот добро часто считается ключевой нравственной ценностью. Добро не как абстракция, а как отношение, реализуемое в мыслях, чувствах, намерениях и действиях людей.

Другие нравственные ценности не просто связаны с добром, но почти все (во всяком случае, основные) лишь модифицируют его как особое межчеловеческое отношение. Ведь быть нравственным — это значит быть добродетельным, то есть направленным (и в намерении и в действии) к добру. Добродетелен тот, кто намерен делать, и делает добро, реализует его в своем отношении к другим людям. Добро может реализовываться и через честность, правдивость, и через ответственность, порядочность, милосердие, совестливость.

Именно поэтому в качестве методики, определяющей уровень нравственности человека, мы рассматриваем методику «Добро — Зло» Л.М.Попова и А.П.Кашина, которая представляет собой метод оценки характерологических свойств личности по функциям качеств добра и зла. Выявляется два основных набора личностных качеств и характеристик, составляющих нравственный слой человека. Первый набор отражает конструктивную направленность нравственного развития личности и объединяет под собой 22 качества, которые можно объединить под единым понятием «Добро». Второй набор отражает деструктивную направленность нравственного развития субъекта и включает 22 качества, которые можно объединить понятием «Зло».

Третья шкала методики «Человечность» или «Нравственность» показывает наличный уровень нравственного развития человека как соотношения в нем доброго или злого начал.

На данном этапе проведено пилотажное исследование связи эмоционального интеллекта и нравственности старшеклассников с использованием указанных выше методик. Количество испытуемых, принявших участие в пилотажном исследовании, — 36 человек (учащиеся 10 — 11-х классов).

С помощью методики «Добро-Зло» мы получили количественные показатели нравственности как качества личности каждого опрашиваемого. Количественная оценка степени выраженности нравственности позволила проверить с помощью математической статистики связь между нравственностью и личностным эмоциональным интеллектом, нравственностью и коммуникативным эмоциональным интеллектом, а также связь нравственности с общим уровнем эмоционального интеллекта.

Обработка результатов произведена с помощью пакета Statistica 6.0 (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Корреляционный анализ полученных данных показал, что между категориями добра и эмоциональным интеллектом существует положительная связь (таблица 1). Особенно это относится к коммуникативному эмоциональному интеллекту (R=0,67, p<0,05).

Таблица 1 — Связь качеств личности категории «Добро» и эмоционального интеллекта

Pair of Variables Spearman Rank Order Correlations (Spreads MD pairwise deletedMarked correlations are significant at p <,050
Правиль N Spearman R t(N-2) p-level
«Добро» & Личностный ЭИ 36 36 36 36 0,396168 2,515891 0,016761 0,000009 0,000154 0,000154
«Добро» & Коммуникативный ЭИ «Добро» & Общий ЭИ «Добро» & QLEI 0,667443 0,589756 0,589756 5,226303 4,258191 4,258191

Эти результаты позволяют говорить о том, что чем больше человек в данном возрасте склонен к проявлению качеств категории «Добро», тем более развита у него способность устанавливать и поддерживать обоюдно удовлетворяющие взаимоотношения, характеризующиеся близостью и готовностью к взаимным уступкам. Такие люди характеризуются чуткостью и отзывчивостью по отношению к другим, способны понимать и принимать их чувства.

Между категориями «зла» и эмоциональным интеллектом выявлена сильная отрицательная связь, то есть чем больше качеств личности, объединяемых общим понятием «зло» проявляет испытуемый, тем меньше у него наблюдается уровень эмоционального интеллекта (таблица 2). Следовательно, чем больше у испытуемого качеств, относящихся к категории «Зло», тем они более склонны к импульсивным поступкам, скептичны, обидчивы, хуже осознают свои эмоции и подолгу находятся под влиянием чувств. Кроме того, неумение понимать свои эмоции у таких людей может привести к стрессовым состояниям и депрессии.

Таблица 2 — Связь качеств личности категории «Зло» и эмоционального интеллекта

Pair of Variables Spearman Rank Order Correlations (Spreads MD pairwise deletedMarked correlations are significant at p <,050
Правиль N Spearman R t(N-2) p-level
«Зло» & Личностный ЭИ 36 36 36 36 -0,751004 -6,63196 oooo 0oooo oooo о о ->¦ о ooooО О CD О
«Зло» & Коммуникативный ЭИ «Зло» & Общий ЭИ -0,601007 -0 799510 -4,38470 -7 76139
«Зло» & QLEI -0,799510 -7,76139

Сильная положительная связь выявлена между общим эмоциональным интеллектом и третьей шкалой методики «Добро-Зло», показывающей наличный уровень нравственного развития человека как соотношения в нем доброго и злого начал (таблица 3).

Таблица 3 — Связь нравственности и эмоционального интеллекта

Pair of Variables Spearman Rank Order Correlations (Spreadsl MD pairwise deletedMarked correlations are significant at p <,0501
Правиль N Spearman R t(N-2) p-level
«Нравственность» & Личностный ЭИ 36 36 36 36 0,638257 0,594967 0,712600 0,712600 4,834419 4,316292 5,922621 5,922621 oooo0oooo oooo о о оо о CO N) -Ь -ь О 00
«Нравственность» & Коммуникативный ЭИ
«Нравственность» & Общий ЭИ
«Нравственность» & QLEI

Таким образом, на данном этапе нашего исследования подтверждается гипотеза о наличии связи между эмоциональным интеллектом и нравственностью старшеклассников. Чем больше уровень эмоционального интеллекта учащихся старших классов, тем выше их нравственность как соотношение качеств, относящихся к категориям «Добро» и «Зло». Исходя из этого можно предположить, что развитие эмоционального интеллекта в рассматриваемый возрастной период может привести к повышению уровня нравственности как отдельных людей, так и всего общества в будущем.

Список литературы

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н.Андреева // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 57 — 65.

2. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н.Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Меж- дунар. науч.-практ. конф. — Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. — Ч. 1. — С. 22 — 26.

3. Беляев, С.А. Разработка и стандартизация методики «Уровень эмоционального интеллекта» / С.А.Беляев, А.И.Янович, М.И.Мазуров // Психологический журнал. — 2009. — № 2. — С. 9 — 17.

4. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д.Гоулман, Р.Бояцис, Э.Макки; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.

5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П.Исаевой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. — 478 с.

6. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Лю- сина, Д.В.Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 29 — 36.

7. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г.Орме. — М.: КСП+, 2003. — 272 с.

8. Попов, Л.М. Добро и зло в этической психологии личности / Л.М. Попов, О.Ю.Голубева, П.Н. Устин. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 240 с.

9. Спасибенко, С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека / С.Г.Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 2. — С. 109 — 125.

10. Тайлакер, Й.Б. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху / Й.Б.Тайлакер, У. Визингер. — М.: АСТ, 2004. — 174 с.

11. Юркевич, В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. — 2005. — № 3(4). — С. 4 — 10.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Лопышова А.К. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
УДК 37.015.С.В. ЛЕБЕДЕВИЧ СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МАКИАВЕЛЛИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Гринь Елена Игоревна ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПОРТСМЕНОВ
16.7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ (ЮНОШЕЙ)
2. Симптом -эмоционально-нравственной дезориентации».
Давыдова Т.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИЧНОСТЬ В СВЯЗИ С УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТА
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГА НА СИНДРОМ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕЛЕВАНТНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Добавить комментарий