Жмырова Е.Ю. КИНОИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Межнациональные конфликты становятся все более распространенным явлением в учебных заведениях России. Причем нередко они приводят к трагическим последствиям. Между тем целенаправленно формированием культуры межнациональных отношений в школах, среднеспециальных учебных заведениях, вузах практически не занимаются. Несмотря на то, что на государственном уровне, в прессе и в научных кругах много внимания уделяется проблеме этнической толерантности, на практике воспитание этого качества не является приоритетом образования и педагогики. Федеральная целевая программа по толерантности «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» была рассчитана на пять лет и завершила свою работу в 2005 году. Одно из ее направлений касалось сферы образования. Планировалось разработать учебные программы по формированию толерантного отношения к «инаким» для всех ступеней и форм образования. Но до сих пор образовательные учреждения страны к реализации этих программ не приступили и вообще слабо ориентированы на диалог культур и создание комфортных условий для адаптации иностранных учащихся. Считается, что это должно происходить как бы само собой, помощи педагогов, психологов, администрации учебного заведения.

Надо отметить, что ситуация в стране за последние пять лет не только не улучшилась, но стала еще более острой. Межэтнические конфликты в ученической среде случаются все чаще. По опросам ВЦИОМа в иностранцах, проживающих в России, «большую угрозу» видят более 50% респондентов всех возрастных групп. У нынешней молодежи много этнофобий, которые могут проявляться в избегании и игнорировании лиц другой национальности или в прямой агрессии. В итоге приезжие оказываются изолированными в коллективе сверстников, а нередко сталкиваются и с агрессией, что влечет за собой множество психологических проблем.

Наше исследование посвящено возможностям киноискусства как одного из средств формирования этнической толерантности. Отметим, что работа по адаптации иностранцев в учебном заведении должна проводиться комплексно. Надо использовать как можно больше средств и форм: психологические тренинги, беседы, дискуссии, изучение национальных традиций, обычаев, фольклора, и в том числе потенциальные возможности искусства.

Кино имеет определенные преимущества над другими видами искусства.

Оно является неотъемлемым компонентом социальной среды, а следовательно, фактором социализации. Кроме того, кино – синтетическое искусство, включающее в себя и литературу, и живопись, и театр. Поэтому воздействует на личность комплексно.

Просмотр и обсуждение кинофильмов может стать ненавязчивым «учителем жизни» для подростков и юношей. Ведь в этом возрасте люди открыты для усвоения новых идей, а формирование опыта происходит достаточно легко, сопровождаясь интенсивными переживаниями.

При просмотре кинофильма работают такие психологические механизмы, как эмпатия и идентификация. За несколько часов у экрана можно пережить многие чужие жизни, как свою, обогатиться опытом других людей, присвоить его. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Сталкивая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством познания мира, самопознания личности и человеческой психологии. Искусство воздействует на личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных и в отрицательных образах. Кроме того, искусство – это суггестия определенного строя мыслей и чувств. При правильном выборе фильмов и продуманной организации просмотра можно целенаправленно влиять на изменение ценностей, отношения к жизни, формирование убеждений и личностных качеств, в том числе этнической толерантности.

В качестве формы организации работы по адаптации «инаких» учащихся в коллективе: одной из самых эффективных является киноклуб. Он может работать при школе или вузе. Его преимущество в том, что эта форма работы воспринимается как проведение досуга, а не как дидактическое нравоучительство. Также просмотр кинофильмов может быть частью учебной программы. В некоторых вузах страны есть такие учебные дисциплины, как, например, «Основы зрительской культуры», «Киноведение» «История кино» и другие.

Для того чтобы усилить и закрепить воздействие кинофильма на личность, необходимо после просмотра организовать коллективное обсуждение. «Живое общение» помогает глубже понять киноленту, осмыслить свои впечатления. К тому же обсуждение мыслей, чувств, эмоций, которые вызвал фильм, – это своеобразный тренинг на развитие коммуникативности и эмпатийности у зрителей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Ткачишина Оксана Романовна ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Антонян Л. В. Петанова Е. И. АДАПТАЦИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Худякова Ю. С. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Ю.С. Худякова ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
ГОЛУБЕВА Я.В. САМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ
Щербакова М.С. Развивающие игротехнологии как средство социальной адаптации под-ростка
ЩЕРБАКОВА М.С. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРОТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИ-АЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА
Геровкина Олеся Геннадиевна АРТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Н. М. Бессонова ОБРАЗЫ ВООБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
Герцена О.А. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Добавить комментарий