Кабрин В.И. Психологический универсум личности: комплексный подход и транскоммуникативная перспектива человекознания новой эпохи

BRR>
Крупнейшие ученые двадцатого столетия — А. Энштейн, П.Т. Шарден, К.Г. Юнг, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев и др., — работая в очень различных научных сферах и культурных контекстах понимали, что психология — наука будущего — уже сегодня образует естественный центр притяжения множества не только смежных, но и очень далеких, даже полярных дисциплин, особенно в области человекознания.

Эта и другие идеи, нашедшие в трудах Б.Г. Ананьева и его учеников в 60 — 70-х годах наиболее систематическое выражение, оформились в концепцию комплексного подхода в человекознании на базе психологии.

1. Комплексный подход сквозь призму десятилетий

Этот подход обнаруживает на рубеже эпох особую перспективу, поскольку становится все более понятным, что он не сводится к системному подходу, выходит за его рамки и может стать исследовательской базой оформляющихся с явной ориентацией на XXI век гуманистического, трансперсонального, холистического подходов [5, 14, 22].

Идея комплексных лонгитюдных исследований, в которых непосредственно сопоставлялись физические, моторные, информационные, энергетические, социальные, духовные качества человека, нередко воспринималась современниками Б.Г. Ананьева как недооформленная. Но время показало, что она сохранила как раз те степени свободы, которые содержат потенциал формирования более широких и многогранных парадигм исследования в человекознании, соответствующих духу времени.

Чем же комплексный подход выгодно отличается от многих других?

А. Простое принятие нередуцируемости основных аспектов существования человека (физического, биологического, социального, духовного, индивидуального) делает исследовательскую стратегию этого подхода полиморфной и полицентрической, где каждый аспект, будучи включенным в многомерное целое, не теряет своей аутентичности, автономии, самодостаточности.

В. Отсюда вытекает особое понимание индивидуальной целостности жизненного мира человека как единства и взаимопроникновения двух пространств — пространства субординации (иерархической организованности разноуровневых свойств человека) и пространства координации (паритетного согласования индивидуализированных компонентов с сохранением их степеней свободы во внутреннем мире личности).

С. Именно с точки зрения этих принципов обретает особый смысл стратегия анализа взаимной представленности друг другу различных уровней жизни человека — от метаболизма до ценностных ориентаций в комплексных лонгитюдных исследованиях.

D. Все это результировалось в комплексе масштабных представлений о жизненном мире человека как личности и индивидуальности. Основой собственно личностной структуры человека, по Б.Г.Ананьеву, является связь и переходы его интер- и интраиндивидуальных структур посредством коммуникации [1, с.293—307]. В этом контексте можно представить, какой глубокий психологический смысл стоит за кратким обобщением: «человек сам создает свою среду» [1, с. 286].

Мое сознание, «взрыхленное» комплексным подходом, долгие годы подспудно было занято вопросом: каким образом при таком многообразии таких разнопорядковых нередуцируемых аутентичных миров и сред в человеке (от геномных до духовных) он сохраняет удивительную, гармоничную и уникальную целостность, будучи открытым чему-то более сложному, сверхсложному — культуре, космосу?!

2. Транскоммуникативная природа жизненного мира человека

Фактическое осознание сформулированного выше вопроса пришло лишь в ситуации явного предчувствования возможного ответа, когда за слишком разнообразной феноменологией общения живых существ я стал чувствовать сквозной универсальный фактор транскоммуникации. А сама более тонкая феноменология транскоммуникации стала обнаруживаться по мере осознавания широкого культурного пространства коммуникативных иллюзий при анализе «золотого фонда» концепций коммуникации, которые в определенном смысле олицетворяют основные научно-практические школы классической и современной психологии [11, 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25, 29].

Преемственность и поляризация психологических школ в попытках развенчивания коммуникативных иллюзий друг друга говорит о том, что они образуют общее культурное пространство психологического знания, и о том, что «понятия коммуникации» на 99% являются культурным мифом-фикцией-эталоном («контакта» и «конфликта», «власти» и «справедливости», «обмена» и «нейтралитета», «согласия» и «взаимности», «понимания» и «принятия», «сочувствия» и «доверия», «свободы» и «просветления» и т.п.).

Такой вывод может показаться кощунственным, но осознание очень полезного «культурного эталона коммуникативных иллюзий» повлечет нас заглянуть за него как за ширму, за которой сама жизнь. С непривычки почувствуется «сквозняк» мимолетных трансформирующихся переживаний «транзитных» контактов, дистанций, ролей, атмосферы общения. Но такова и сама жизнь слабого стебля, прорастающего сквозь камень, клетки, преобразующейся в организм, кокона — в бабочку, семени — в пышное дерево. Во всех этих метаморфозах транслируется главное — бесконечно трансформативная жизненно значимая информация. Инвариант этого симптомокомплекса синхроний и синтоний культуры и натуры жизненного мира человека я назвал «термином-символом» — ТРАНСКОММУНИКАЦИЯ.

Нам нелегко понять, плачут ли и как другие живые существа, но мы хорошо чувствуем, как мы плачем. Физиологический отклик желез, реализующих функцию физиологического очищения, становится точным символом (метафорой) духовного очищения. Возникшая на основе здоровой физиологической реакции транскоммуникативная синтонность, или ТК-состояние, между «клеточным» и «духовным» мирами человека рождает и уникальный для индивидуальности ТК-смысл, который «говорит» о духовном здоровье, выражает конгруэнтность и аутентичность личности в духовной ТК-ситуации.

Научному анализу уже доступен весьма широкий спектр синхронизаций: ген — клетка — орган — системы органов — организм —индивид — экосистема — социум — культура… Можно ли предполагать пределы универсума ТК-синхроничности? Даже, если оставить открытыми или пока выходящими за рамки науки вопросы, что происходит ниже молекулярной генетики (холодинамика уже идет дальше) или выше культуры, ТК-подход позволяет анализировать психологический универсум личности в нередуктивном и релевантном масштабе.

3. Психология транскоммуникации и ТК-миры психологического универсума личности

Наука не отваживается иметь дело с трансцендентальным, так сказать, по определению. В то же время рассмотренные ранее характеристики и типы ТК-событий не дают нам возможности, оставаясь в пределах общенаучной парадигмы, ни констатировать, ни даже предполагать начало, источник и конец ТК-процесса. Можно лишь предполагать, что базисные ТК-проявления в нашем мире должны быть связаны с наиболее фундаментальными его атрибутами — Энергией, Информацией, Пространством, Временем. А поскольку фундаментальные загадки-парадоксы-тайны души заявляют о себе именно по этим координатам нашего мира, то с точки зрения ТК-подхода основные странности души могут быть интерпретированы именно как проявления ее транскоммуникабельности.

В координатах ТК-фактора существенно меняется представление о природе психического и сущности жизни. Как только мы понимаем, что результат транскоммуникации — это трансляция и транспонирование одной коммуникативной ситуации в другую, одного коммуникативного мира в другой с одновременным их взаимопреображением и сохранением каждого в контексте другого, мы можем понять, что основные «странности» или сущностные свойства душевной жизни связаны именно с ее транскоммуникабельностью. Так, например, душевное переживание, вызывая существенные физиологические сдвиги в организме, не растворяется в них, остается чувством; а физиологические изменения, оставаясь таковыми, одновременно преображаются в символы чувства.

Транскоммуникативное видение жизни по сравнению с «уплощенным» органическим или даже социокультурным, оказывается «стереоскопичным» и «холодинамическим», но не только. Все «таинственные», а по существу наиболее важные события жизни человека оказываются классическими примерами, символами транскоммуникативных событий. Сколько К-миров образуют единый ТК-альянс — от геномного до духовного — в «Зачатии по любви», такова и глобальная сила ТК-луча смыслотворчества.

Выявление единой транскоммуникативной природы духовной и материальной культуры, социальных и натуральных качеств психики человека дает возможность понимать, исследовать и содействовать развитию психологического универсума человека как биокультурной целостности.

ТК-фактор, заключающийся в сообщаемости и синтезе разнопорядковых миров в самом человеке и в социуме, проявляется в метаморфозах природы и метафорах культуры, а также в универсальных формах синтоний и синхроний, мифологем и символов универсума, показывая тем самым нередуктивное, а транскоммуникативное смыслообразующее единство культурного и природного творчества, в отличие от бихевиоральных и психоаналитических редукций.

«ТК-азбука» или единая структура ТК-миров психологического универсума:

А.

Первичность психической энергии как нисходящий луч транскоммуникации души (НТК) образует биодуховную целостность человека. Так, Слезы, становясь реальным правдивым символом Духовной драмы в человеческом катарсисе, олицетворяют позитивный аспект НТК, так же как «внушенный ожог», «внушенные язвы» и другие психосоматические осложнения открывают ее негативный аспект. Здесь существен универсальный момент предшествования или первичности психической энергии физическому проявлению.

В. Сокровенность психической информации как импрессивный луч душевной транскоммуникации (ИТК) образует объектно-субъектную целостность человека. Последние два века психологи, может быть, слишком ориентированы на исследование способностей души латентно уподобляться простым свойствам физического или социального мира. Но сейчас уже для многих внутренне очевидны значительно более тонкие качества и соответствия более тонким аспектам мира в наших сокровенных мыслях, идеях, впечатлениях, чувствах, переживаниях самих по себе. Отражаемые в них объекты становятся уже не физическими самодостаточными источниками-причинами, а символами-шифрами сверхсложного целого, сокровенная сопричастность которому оказывается еще более существенным атрибутом душевных переживаний.

С. Гипермерность психологического пространства жизненного мира человека как экспансивный (экспрессивный) луч душевной транскоммуникации (ЭТК) образует творческий потенциал и психологическую культуру человека, связанную с ориентировкой в динамике масштабов переживаний, в которые вовлечен и которыми по существу живет человек. Их безграничность и гипермерность в отношении физического масштаба существования задает транскоммуникативную перспективу личностной самореализации и самотрансценденции человека.

D. Безразмерность психологического времени личности как восходящий луч душевной транскоммуникации (ВТК) преодолевает фатальные ограничения и качества времени физического, делает актуальным единство апперцепций и антиципаций и перспективными свершающиеся достижения души, наиболее ярко заявляющие о себе во вспышках интуиции, предвосхищениях, инсайтах.

Главное, что соединяет эти 4 основных измерения душевной жизни в органичное целое — это ее реальная свобода (в отношении мира физического) и реальная ответственность-отзывчивость в отношении более сложных (высших) миров. Это две стороны единого интегрального качества души — ее транскоммуникабельности.

Транскоммуникабельность души делает естественным духовно-душевно-телесное единство человека и его открытость как миру мистического сверхсознания , так и миру коллективного бессознательного. Между этими маргинальными мирами психологический универсум человека ноэтического достаточно определенно просматривается как динамичная многомерная синергия транскоммуникативных миров, реализуемая личностью как центральной его ТК-инстанцией и символом. При этом каждый из ТК-миров психологического универсума представляет собой смыслообразующий синтез минимум двух уровней — макро (поле радиации) и микро (ядро кристаллизации) по универсальным А?В?С?D лучам ТК.

ТК-миры психологического универсума личности

А. ТК-мир «радикальной психики» (как изначальной для нашего мира) определяется динамическим соотношением К-транса (катарсис—импритинг—экстаз—инсайт) и К-стресса (память—внимание—научение—воля) в человеке и социуме, которое и должно бы олицетворять их «хорошую психологическую форму» (психологический гештальт).

В. ТК-мир «функциональной психики» (управляющей поведением) является многомерно дифференцированным пространством отношений динамических тенденций (мотивационная, познавательная, конструктивная, эмоциональная сферы психики) и структурных контуров-фильтров (темперамент, характер, интеллект, сознание). Мир способностей, развиваемых жизнедеятельностью.

С. ТК-мир «персонифицированной имплицитной психологии» является гибким многовариантным смысловым пространством имплицитных концепций «большого человека» (мудрец—философ—художник—провидец) и «человека фактического или маленького» (дикарь—обыватель—функционер—чудак).

D. ТК-мир «эксплицитной трансендирующей психологии» является общим социокультурным и профессиональным пространством основных социокультурных движений (этические—научные—эстетические— религиозно-мистические) и научно-практических школ классической психологии (биопсихология — поведенческая психология —психоанализ—гештальт-психология) и психологии современной (социальная — гуманистическая — экзистенциальная — трансперсональная психология).

ТК-единство этих миров (человек ноэтический) наиболее ясно выражает именно «вертикаль» психологического универсума, одухотворяющего экзистенциальное пространство до основания. Относительно этой центральной оси обнаруживается необходимость метадисциплинарной психологической интеграции образования в направлении общего ноогенного эффекта на уровне личности и группы:

• через психогигиену к гармонизации качества жизни и хорошей психологической формы в учебно-образовательных процессах;

• посредством психопрофилактики к гармонизации поведения и деятельности в учебно-образовательных средах;

• с помощью психокоррекции к гармонизации ценностно-смысловых стратегий в учебно-воспитательных циклах;

• через психологическое образование к гармонизации культурно-символических миров в духовном пространстве университета.

В данной статье я не имею возможности дать развернутую ТК-интерпретацию феномена и фактора личности человека, вынужден отослать к специальной работе и ограничиться лишь общим замечанием. В ТК-психологии феномен и фактор личности понимается не только как особая психологическая реалия, не уместившаяся в схему ТК-универсума (в этом смысле она интегрирует через «Я-концепцию» в конечном счете все ТК-миры психологического универсума). Главное в том, что она — Символ, олицетворяющий индивидуальный путь совершенствования и воплощения человеком своего психологического универсума в целом.

Поэтому, в той мере, в какой психологический универсум личности во всем его многообразии и цельности становится основной парадигмой человекознания, в системе образования в целом, особенно в системе образования университетского типа появляется реальная возможность переводить все транслируемые знания на уровень «личностных знаний», а личностные знания трансформировать в переживания и опыт души. Ведь лучшие события в образовательном процессе преодолевают условности коммуникативных иллюзий и открывают транскоммуникативные перспективы для всех его участников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Воловикова М., Трофимова А. Возвращение к себе (психология, символ, культура). М., 1995. 191 с.

3. Вульф В., Ректор К. Холодинамика вашей жизни. М., 1995.

4. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993. 120 с.

5. Гроф Ст. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1992.

6. Гроф Ст., Гроф Кр. Неистовый поиск себя. М., 1996. 345 с.

7. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992. 225 с.

8. Кабрин В.И. Психологический универсум образования в транскоммуникативной перспективе // Образование и наука: современные стратегии развития. Томск, 1995. С. 68—76.

9. Кабрин В.И. Психологический универсум образования. Томск, 1995. 45 с.

10. Кабрин В.И. Симптомокомплекс индивидуальности в коммуникативном мире личности //Вопросы педагогики и психологии высшей школы. Томск, 1980. С.31—41.

11. Капра Ф. Уроки мудрости. Киев, 1996. 318 с.

12. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995.

13. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. 272 с.

14. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

15. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. 144 с.

16. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. М., 1995. 432 с.

17. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976.

18. Пути за пределы «Эго». Трансперсональная перспектива. М., 1996. 318 с.

19. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление личности. М., 1994. 480 с.

20. Роджерс К. Клиентоориентированная терапия. М., 1997. 312 с.

21. Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. 255 с.

22. Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания // Пути за пределы «Эго». М., 1996. 318 с.

23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

24. Холостова Т.В. Ноосфера в человеческом измерении // Вече. Альманах русской философии и культуры. М., 1996. Вып. 6. С. 149-166.

25. Что такое просветление? исследование цели духовного пути. М., 1996. 326 с.

26. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

27. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. 320 с.

28. Юнг К. Синхроничность. М., 1997. 315 с.

29. Якоби М. Встреча с аналитиком. М., 1996. 176 с.

30. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
10.7. Транскоммуникативный универсум психологических парадигм
10.2. Транскоммуникативный универсум исследования ноодинамики душевной жизни человека
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА ЗАРОЖДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ В НАУЧНОЙ ШКОЛЕ В.М.БЕХТЕРЕВА
Коновалова Н.Л. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО И КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДОВ
ГЛАВА 6. ДИНАМИКА ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ГРУППАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
6.1. Методологические основы исследования динамики транскоммуникативных состояний личности в группах социально-психологического тренинга
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ
6.2. Основные характеристики транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.М.БЕХТЕРЕВА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Добавить комментарий