КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИФИКИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассматривается соотношение количественных и качественных методов исследования в изучении специфики межкультурного взаимодействия. Особое внимание уделяется качественным методам исследования. Рассматриваются такие методы как интервью, дискурсный анализ, нарративный анализ, сенс- мейкинг.

Целый ряд причин как теоретических, так и практических, определяют сегодня интерес к проблеме общения и взаимодействия представителей различных культур. Во многом это обусловлено быстрым ростом количества межкультуральных связей, развитием возможностей и соответственно стремлений людей к перемене культурных контекстов, молодежи — к обмену образовательным потенциалом, повышением интереса к интериоризации опыта другой культуры. В связи с особым социальным контекстом, в котором происходит межкультурное общение, особо остро стоит вопрос о соотношении качественных и количественных методов его исследования. Их правильное сочетание может дать более глубокие представления о сути изучаемых феноменов, т.к. они «концентрируются вокруг разных, но сходно важных аспектах сущности исследуемой феноменологии (качественные методы) и ее выраженной в цифровом виде причинности (количественные)». Решить проблему соотношения количественных и качественных методов призвана так называемая методологическая триангуляция, которая предполагает «… комбинирование данных методов, приводящая к соединению преимуществ обеих методологий, и как следствие — более надежным данным…» [10, с. 234].

В.А.Янчук, анализируя проблему метода в психологическом исследовании, приходит к выводу о том, что «углубление в социально-психологическую феноменологию с неизбежностью приводит к отказу от стерео- типизированной стилистики мышления в рамках дихотомии — верно — неверно» [8, с. 19]. Также автор отмечает, что «погоня за универсальностью привела к парадоксальной ситуации — нахождению все новых и новых, подтвержденных экспериментально и статистически закономерностей, относительно абстрактного человека вообще (номотетики) при одновременном все возрастающем отрыве от конкретного человека, живущего в непосредственном социальном мире и часто не желающего вписываться в эту номотетику, проявляя свою уникальность (идиографию)… но исследование идиографии невозможно без погружения в мир субъективности человека и его непосредственного социального окружения, т.е. субкультуры, обращения к их переживаниям по поводу происходящего в реальных обстоятельствах жизни. А это требует использования качественных методов…» [8, с. 20]. Более того, «обращение к статистическому анализу не решает проблемы, так как на «сухом» языке цифр нельзя отразить всего многообразия человеческих переживаний по причине отсутствия непосредственного доступа к внутреннему миру человека и, следовательно, точности измерений» [11, с. 209]. G.Tsourvakas отмечает в этой связи, что количественные методы имеют значительно более низкую объяснительную ценность, качественные дают основания для более глубокого объяснения изучаемого феномена.

В.А.Янчук также отмечает, что в рамках гуманитарной парадигмы сформированы новые требования к исследованию. Приведем некоторые из них. Наиболее значимыми данными должны быть собственные высказывания и интерпретации испытуемых, представляющих возможность познакомиться с их собственными интерпретациями происходящего. Личность и ее культура должны рассматриваться в контексте индивидуальной культуры, субкультуры, национальной культуры, стремясь к нахождению гармоничного сочетания номотетики и идиографии, итики и имики.

Наибольшее распространение качественные методы исследования получили в постнеклассической социальной психологии. Качественные методы особо уместны в исследовании процессов межкультурного взаимодействия, т.к. предмет исследования кросс-культурной психологии более сложен и динамичен, чем в других областях. Ограничение психологии заимствованными из естественных наук методами приводит к искаженному пониманию культурной феноменологии, игнорированию творческих способностей, предсказания, организации, ввиду чего «ощущается потребность в выработке альтернативной научной парадигмы, которая бы предоставила «инсайт» на человеческое поведение, возможности, творческие способности» [12, с. 64].

Качественные методы описывают то, какие именно процессы происходят и как, акцентируя внимание на особенностях их проявления во времени. Являясь менее строгими, они позволяют выявить уникально- специфичные характеристики изучаемых явлений или их идиографию. В целом они направлены на выявление идиографического аспекта социальной феноменологии [11, с. 210]. Среди качественных методов исследования наибольший интерес в связи с заявленной проблемой представляют качественное исследовательское интервью, сенсмейкинг, дискурсный анализ, нарративный анализ и т.д.

Остановимся на определении некоторых из них. В своей книге «Исследовательское интервью» Стейнар Квале [4, с.72] обосновывает право качественного интервью на существование, возражая против одного из наиболее настойчивых требований общественных наук, чтобы научное знание было количественным. С.Квале отмечает: «Если вы хотите узнать, как люди понимают свои мир,… жизнь, почему бы Вам не поговорить с ними об этом?».

Это особенно целесообразно, т.к. качественное исследовательское интервью «направлено на то, чтобы понять мир с точки зрения собеседника, раскрыть смысл его переживания, увидеть мир, в котором он живет, прежде чем давать этому научное объяснение».

«Сила интервью заключается в возможности охватить множество взглядов собеседников на вопрос и описать многообразный и противоречивый человеческий мир» [4, с. 16], «в его чувствительности к природе изучаемого объекта» [4, с. 71].

В исследовании межкультурных феноменов, обусловленная особой спецификой, популярность приобрела нарративная методология (привлечение автобиографических описаний, синтез различных мнений) или герменевтика (акцентирует свое внимание на контекстуальном понимании и интерпретации смыслов). Сторонники нарративного подхода предлагают считать нарратив универсальной характеристикой любой культуры, поскольку все культуры аккумулируют и транслируют собственные символы, смыслы, ценности посредством текстов. «Нарративные методы заменяют статистическое сравнение центральной тенденции описаниями, содержащими многочисленные нюансы того, что означают различные взаимоотношения в культуре и как по-разному они могут пониматься в различных контекстах даже в, казалось бы, гомогенной культуре».

В ходе методологического поиска популярность также приобрел дискурсный анализ (представляющий собой анализ смыслозавершенных речевых высказываний), подходы «обоснованной теории» и сенсмейкинг («формирование смысла»), где предполагается наличие «спирали исследования», предполагающей уточнение значений и смыслов. Эти подходы направлены на конструктивное диалогическое взаимодействие, в ходе которого исследователи надеются сформировать единое поле значений и найти оптимальное сочетание качественных и количественных методов, т.к. с переходом к постмодерну становится очевидна ограниченность универсалистской методологии при изучении межкультурной феноменологии и культурного многообразия. Дискурсный анализ призван все глубже и глубже погружаться в проблемное поле смыслоообразова- ния, выдвигая на суд научной общественности новые пласты информации, на которые трудно найти однозначные ответы, в частности, о соотношении идеографического и номотетического аспектов знания, о многомерности проявлений психического, об особенностях существования и развития научного мира (не только психологии или лингвистики), и, наконец, о ведущей и определяющей роли языка в существовании человека в мире.

Таким образом, для исследования процессов межкультурного общения необходимо правильное сочетание как количественных, так и качественных методов. Личность и ее культура должны рассматриваться в контексте индивидуальной культуры, субкультуры, национальной культуры, стремясь к нахождению гармоничного сочетания номотетики и иди- ографии, итики и имики. Наиболее информативными и обоснованными методами в исследовании межкультурного взаимодействия являются качественные методы: метод интервью, дискурсный анализ, нарративный анализ и сенсмейкинг.

Список литературы

1. Жорняк, Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу / Е.С.Жорняк // Журнал психологии и психоанализа. — 2001. — №3. — С. 91 — 124.

2. Журавлев, В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях / В.Ф.Журавлев. // Социология: 4М. — 1993 — 1994. — №№ 3 — 4. — С. 34 — 43.

3. Калмыкова, Е.С. Нарратив в психотерапии: Рассказы пациентов о личной истории (Часть 1, теоретическая) / Е.С.Калмыкова, Э.Мергенталер // Психологический журнал. — 1998. — №5 — С. 97 — 98.

4. Квале, С. Исследовательское интервью / С.Квале. — М.: Смысл, 2003. — 301 с.

5. Психология и культура / под редакцией Д.Мацумото. — СПб.: Питер,

2003. — 718 с.

6. Сапогова, Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии / Е.Е.Сапогова. // Культурно-историческая психология. — 2005. — № 2. — С. 25 — 34.

7. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М.Хьюстон, В.Штребе. — М.: ЮНИТИ ДАНА,

2004. — 622 с.

8. Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход / В.А.Янчук. — Минск: Бестпринт, 2000. — 416 с.

9. Янчук, В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феномонологии: словарь-справочник / В.А.Янчук. — Мн.: АПО, 2001. — 40 с.

10. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учебное пособие для вузов / В.А.Янчук. — Мн.: АСАР, 2005. — 768 с.

11. Янчук, В.А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования / В.А.Янчук. // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2. Выпуск 1. — С. 205 — 226.

12. Kim, U. The Challenge of Cross-Cultural Psychology: The Role of the Indigenous Psychologies / U.Kim, Y.Park, D.Park // Journal of Cross-Cultural Psychology. — Jan 2000. — № 31. — Р. 63 — 74.

13. Tsourvakas, G. Multi-visual qualitative method: Observing social groups in mass media / G.Tsourvakas // The Qualitative Report [On-line serial], 1997. — Vol. 3. — № 3. — Available: http://www.nova.edu/QR/QR3-3/heath.html

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
УДК 303.446.О. Г. МИТРОФАНОВА СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
7.1. Пространство взаимодействий и двойственность качественной определенности индивидуальности
УДК 159.923.О.Г. МИТРОФАНОВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОПОНИМАНИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСОВ, АРАБОВ И БЕЛОРУСОВ)
§7. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
МКС - МЕТОД КАЧЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР
Гончарик И.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
А.В. Селин, Т.Д. Василенко СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИТУАЦИИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
Смирнова Дарья Николаевна СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ЭКОНОМИСТОВ
6.2. Специфика методов инженерной психологии
2. Специфика методов инженерной психологии
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИКИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Метод качественного содержательного анализа текста (контент-Анализ)
НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ В ИЗУЧЕНИИ ФЕНОМЕНА КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2.5.1. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Добавить комментарий