Какорин Д. В. ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ЗРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИЛЛЮЗОРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Способности человека определять размер посвящено множество исследований в области психологии. Одна из проблем в исследовании восприятия размера — ошибки, которые совершает человек при сопоставлении размеров одинаковых объектов. Попытки сравнить восприятие параметров объектов в различных модальностях предпринима-
лись в целом ряде экспериментов. Например, изучались особенности движений схватывания элементов конфигураций фигуры Мюллера- Лайера (Milner, Goodale, 1995), исследовались субъективные оценки крутизны (Proffitt, Creem, 1999). Данная работа отличается используемым материалом и способом измерения субъективной оценки размеров предъявленных объектов. Предполагается, что интерпретация размера связана с модальностью, в которой происходит оценка. Цель работы: выявить влияние используемой модальности на величину ошибки при оценке размера иллюзорных фигур.

Метод. Для проведения эксперимента были подобраны три различных иллюзорных рисунка, на каждом из которых присутствуют два идентичных по размеру объекта, кажущихся разными.

Каждый рисунок получил свой уникальный порядковый номер, который определяет очередность предъявления его для испытуемого. Все размеры для интерпретации были равны 60 мм. Для фиксации и измерения размера объекта были сделаны заготовки — равнобедренные треугольники высотой 295 мм и с основанием 120 мм. В ходе эксперимента треугольник устанавливался вертикально, испытуемого просили показать размер видимого им объекта при помощи большого и указательного пальца левой руки движением по треугольнику сверху вниз или снизу вверх (это зависело от пробы). Экспериментатор фиксировал положение пальцев карандашом на треугольнике, когда испытуемый подбирал нужный размер. Такой способ оценки был придуман для того, чтобы снизить вероятность запоминания и фиксации испытуемым положения пальцев от пробы к пробе.

19 человек согласились добровольно участвовать в эксперименте. Испытуемому предъявляли рисунки с иллюзиями. Экспериментатор просил сосредоточиться на зрительном восприятии объектов. Оценку размера испытуемый начинал с объекта, который казался ему больше. В первой серии все рисунки испытуемый оценивал, не видя своих пальцев и треугольника.

Во второй серии испытуемого просили смотреть на свои пальцы и треугольник. При каждом предъявлении рисунка используется новый треугольник. Испытуемый не должен видеть отметки экспериментатора на треугольнике, чтобы не иметь возможности коррекции.

Результаты. В ходе эксперимента мы получили визуальную и двигательную оценку размеров трех объектов, причем каждое измерение делалось дважды (от вершины треугольника к основанию и от основания к вершине). Вычислялось среднее арифметическое размера для каждого объекта и разность полученных размеров. Использовали критерий Вилкоксона для сопоставления результатов, полученных в двух разных условиях (визуальная и кинестетическая интерпретация) на одной и той же выборке испытуемых. Таким образом, мы определили, что на уровне а = 0,05 сдвиг носит неслучайный характер, т. е. нулевая гипотеза отклоняется. Величина p — 0,01. Эксперимент показал, что интерпретация размера зависит от модальности, в которой производится оценка. В целом, результаты соответствуют ранее проведенным аналогичным экспериментам, описанным выше. И все-таки, остается неясным механизм, благодаря которому происходят такие изменения в оценке размеров. Одно из возможных объяснений приводит Б. М. Величковский (2006).Оно заключаеться в том, что «восприятие для действия» не имеет собственной памяти и в случае прерывания вынуждено опираться на данные имеющего доступ к памяти «восприятия для познания», как следствие — моторная оценка в момент зрительного восприятия точнее и менее подвержена иллюзии, нежели такая же оценка без возможности одновременно рассматривать стимул. С другой стороны, зрительная модальность может служить дополнительным способом контроля правильности собственных действий.

Вероятно, что при необходимости давать отчет, не видя собственную руку, испытуемый имеет меньше возможностей контролировать свою оценку размера. Происходит снижение сознательного контроля, что в свою очередь ведет к правильному решению задачи. Похожей интерпретации результатов при решении других когнитивных задач придерживается Н. В. Морошкина (2006). Само по себе такое объяснение влечет за собой необходимость дополнительной проверки.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Водлозеров В.М., Тарасов С.Г. К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СЛЕЖЕНИЯ
ФИГУРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ИЛЛЮЗОРНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Кочнова А.Г. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОРОГИ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ИЛЛЮЗОРНЫХ ОБЪЕКТОВ
ЕДИНСТВО И ДВОЙСТВЕННОСТЬ МИРА ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ВЫБОРА
ВОСПРИЯТИЕ ИЛЛЮЗОРНЫХ, ДВОЙСТВЕННЫХ И ПОДПОРОГОВЫХ ОБЪЕКТОВ ЛЮДЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
ИНВЕРСИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ
3.6. КОПИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ (ПРОБА 7)
6 5 2. ДВУМЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
3.2. ОПОЗНАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЕЙСТВИЙ (ПРОБА 3)
ТЕСТ «СРАВНЕНИЕ СХОДНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ» КАГАНА
АДАПТАЦИЯ К ТРАНСФОРМАЦИЯМ РЕТИНАЛЬНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ.
3.1. ОПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (ПРОБЫ 1 И 2)
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ФРА ЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Самошкина И.С. Особенности восприятия текстового сообщения, сопро-вождаемого визуальным изображением
4. ВИЗУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГЛУБИНЫ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЭКРАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 11.3. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ
СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТИПА ИМ. РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗНЫЕ НАЗВАНИЯ ТИПОВ ИМ
Двигательная (моторная) память
Добавить комментарий