Кавлис З.В. МЕХАНИЗМ ПРОЕКЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ КИНО УЧАСТНИКОМ КИНО-ТЕРАПИИ

В кинотерапии основным инструментом коррекционного воздействия является фильм и группа, помогающие скорректировать личностные особенности участни-ков за счет просмотра кино и обсуждения. В связи с этим перед нами встает ряд вопросов, которые представляют существенный интерес для определения кинотера-пии как метода коррекции. Как воздействует кино? И если воздействует, то чем обусловлено влияние кино на человека?

Первый вопрос – это вопрос о механизмах восприятия киноматериала и кинотерапии; как именно влияет кино на динамику личности, вопрос об установлении причинно-следственных связей между содержанием фильма и направленностью личности. В своей работе мы исходим из предположения, что основным механизмом восприятия и моделирования зрителем кино выступает проекция. На основе теоретического анализа психологической литературы и контент-анализа письменных отчетов участников, мы можем сделать следующие выводы:

1. В зависимости от направления, в котором происходит работа, определяется суть и цель использования кино для коррекции личностного развития человека. В психоаналитической модели выбор того или иного фильма детерминирован принципом удовольствия и направлен на снижение напряжений путем иллюзорного ис-полнения желаний. В аналитической модели кино является бессознательным посланием, содержащим много общечеловеческих мотивов. В синемалогии фильмы об-ладают позитивным потенциалом, в них можно найти огромный выбор возможностей взаимодействия с собой и со средой. В кинотерапии, основанной на концепции персонализации, определяющим является понятие «отраженная субъектность». Её сущность заключается в реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности другого человека.

2. Кино через свой динамизм воздействует на аффективно- потребностную сферу человека, т.к. в процессе просмотра фильма субъект пассивно наблюдает за сме-ной событий, активностью героев; он компенсирует свою моторную пассивность за счет эмоциональной активности.

В своей работе мы представили модель, которая, на наш взгляд, отражает процесс моделирования зрителем кино. Фильм, о котором рассказывает участник кинотерапии при обсуждении, является синтезом копии проекции режиссера и проекции-идентификации зрителя. Кино позволяет субъекту воплощать три роли: наблюдателя, активного участника или героя фильма и соавтора.

3. Проанализированы существующие понятия и виды проекции. Нами выделен механизм проекции-идентификации. Под данным термином мы понимаем процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении, а значит, разотождествление на Я и не-Я, субъекта собственных свойств или состояний на внешний объект. Мы выделили следующие виды проекции-идентификации: а) моторная или практическая проекция-идентификация, основанная на динамике кино; б) аффективная проекция-идентификация, основанная на постижении и порождении чувств и эмоций участника; в) объективная относительно участников – это проекция-идентификация, созданная режиссером, относительная копия реальности; г) субъективная проекция-идентификация участника, смоделированная им посредством собственного жизненного опыта и просмотра фильма.

4. Нами выявлено, что посредством механизма проекции-идентификации происходит искажение восприятия кино. При сравнении текста участников с текстом фильма, были выявлены явные расхождения в ответах, количественно обработанные.

В итоге, мы получили разные текстовые модели кино, отличные от оригинала, т.е. модели фильма режиссера. Это подтверждает нашу гипотезу, что зри-тель в процессе просмотра фильма моделирует его посредством проекции. Дальнейшим направлением данной проблемы может стать разработка коррек-ционно-развивающей программы для студентов на основе кинотерапии.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
КАВЛИС З.В. МЕХАНИЗМ ПРОЕКЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ КИНО УЧАСТНИКОМ КИНОТЕРАПИИ
ИНТЕРЕСЫ К ЧТЕНИЮ, КИНО- И ТЕЛЕФИЛЬМАМ.
МОДЕЛИ АГРЕССИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ЭФФЕКТЫ ПОКАЗА НАСИЛИЯ В КИНО И ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ
Оживляющее восприятие. Проекция и интроекция
4.5. МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ
Стабильность проявления механизмов межличностного восприятия.
Механизмы восприятия. Путь
Хан Г.Н. КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА
ОРИЕНТАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ, ОСНОВАННЫЙ НА ВОСПРИЯТИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ
ПРОЕКЦИЯ
ПРОЕКЦИЯ.
ПРОЕКЦИЯ
Добавить комментарий