КАВЛИС З.В. МЕХАНИЗМ ПРОЕКЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ КИНО УЧАСТНИКОМ КИНОТЕРАПИИ

В кинотерапии основным инструментом коррекционного воздействия является фильм и группа, помогающие скорректировать личностные особенности участни-ков за счет просмотра кино и обсуждения. В связи с этим перед нами встает ряд вопросов, которые представляют существенный интерес для определения кинотера-пии как метода коррекции. Как воздействует кино? И если воздействует, то чем обусловлено влияние кино на человека?

Первый вопрос – это вопрос о механизмах восприятия киноматериала и кинотерапии; как именно влияет кино на динамику личности, вопрос об установлении причинно-следственных связей между содержанием фильма и направленностью личности. В своей работе мы исходим из предположения, что основным механизмом восприятия и моделирования зрителем кино выступает проекция. На основе теоретического анализа психологической литературы и контент-анализа письменных отчетов участников, мы можем сделать следующие выводы:

1. В зависимости от направления, в котором происходит работа, определяется суть и цель использования кино для коррекции личностного развития человека. В психоаналитической модели выбор того или иного фильма детерминирован принципом удовольствия и направлен на снижение напряжений путем иллюзорного ис-полнения желаний. В аналитической модели кино является бессознательным посланием, содержащим много общечеловеческих мотивов. В синемалогии фильмы об-ладают позитивным потенциалом, в них можно найти огромный выбор возможностей взаимодействия с собой и со средой. В кинотерапии, основанной на концепции персонализации, определяющим является понятие «отраженная субъектность». Её сущность заключается в реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности другого человека.

2. Кино через свой динамизм воздействует на аффективно- потребностную сферу человека, т.к. в процессе просмотра фильма субъект пассивно наблюдает за сме-ной событий, активностью героев; он компенсирует свою моторную пассивность за счет эмоциональной активности.

В своей работе мы представили модель, которая, на наш взгляд, отражает процесс моделирования зрителем кино. Фильм, о котором рассказывает участник кинотерапии при обсуждении, является синтезом копии проекции режиссера и проекции-идентификации зрителя. Кино позволяет субъекту воплощать три роли: наблюдателя, активного участника или героя фильма и соавтора.

3. Проанализированы существующие понятия и виды проекции. Нами выделен механизм проекции-идентификации. Под данным термином мы понимаем процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении, а значит, разотождествление на Я и не-Я, субъекта собственных свойств или состояний на внешний объект. Мы выделили следующие виды проекции-идентификации: а) моторная или практическая проекция-идентификация, основанная на динамике кино; б) аффективная проекция-идентификация, основанная на постижении и порождении чувств и эмоций участника; в) объективная относительно участников – это проекция-идентификация, созданная режиссером, относительная копия реальности; г) субъективная проекция-идентификация участника, смоделированная им посредством собственного жизненного опыта и просмотра фильма.

4. Нами выявлено, что посредством механизма проекции-идентификации происходит искажение восприятия кино. При сравнении текста участников с текстом фильма, были выявлены явные расхождения в ответах, количественно обработанные.

В итоге, мы получили разные текстовые модели кино, отличные от оригинала, т.е. модели фильма режиссера. Это подтверждает нашу гипотезу, что зри-тель в процессе просмотра фильма моделирует его посредством проекции. Дальнейшим направлением данной проблемы может стать разработка коррек-ционно-развивающей программы для студентов на основе кинотерапии.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Кавлис З.В. МЕХАНИЗМ ПРОЕКЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ КИНО УЧАСТНИКОМ КИНО-ТЕРАПИИ
Оживляющее восприятие. Проекция и интроекция
4.5. МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ
Стабильность проявления механизмов межличностного восприятия.
Механизмы восприятия. Путь
Е.В. КРУЖИЛИНА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ КИНОТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Хан Г.Н. КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА
ОРИЕНТАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ, ОСНОВАННЫЙ НА ВОСПРИЯТИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ
ИНТЕРЕСЫ К ЧТЕНИЮ, КИНО- И ТЕЛЕФИЛЬМАМ.
ПРОЕКЦИЯ
ПРОЕКЦИЯ.
ПРОЕКЦИЯ
МОДЕЛИ АГРЕССИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ЭФФЕКТЫ ПОКАЗА НАСИЛИЯ В КИНО И ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ
УПРАЖНЕНИЕ «УПРАВЛЯЕМАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ».
Особенности проекций тематического апперцептивного теста в зависимости от уровня социального интеллекта
НИГАМАТЗЯНОВА С.Т. ПРОЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ОТЦА НА ДОЧЬ КАК БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ
2.4.5. Нечеткие множества как проекции случайных множеств
ПРИВИЛЕГИИ УЧАСТНИКОВ
СТОРОНЫ (УЧАСТНИКИ) КОНФЛИКТА
Добавить комментарий