КИБИЗОВА Э.Э. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

В нашем обществе ценности социалистического образа жизни утрачивают свою до-минирующую значимость, а ценности новой посткоммунистической жизни еще не приобрели своей регулирующей силы. Чем динамичнее и масштабнее перемены в обществе, тем глубже различия между поколениями. На стыке поколений возникает множество проблем, и прежде всего, это проблема преемственности ценностей.

Этносоциальная ценность – это эксплицитная или имплицитная значимость аффек-тивных, поведенческих и когнитивных этнических символов, являющихся стандартами, на основании которых производится оценка предметов и явлений. Эта оценка осуществ-ляется с точки зрения того, что является должным в данной социальной общности, и на данной основе производится выбор типов, средств и целей поведения.

Этносоциальные ценности носят общечеловеческий характер и рассматриваются нами в качестве терминальных. Специфику этносоциальным ценностям придают этниче-ские единицы групповых норм (традиции, обычаи, обряды), как инструментальные ценности.

Основная гипотеза нашего исследования – ценности каждого поколения определя-ются, по крайней мере, тремя факторами: этнической принадлежностью, гендерной диф-ференциацией и феноменом поколения.

Процесс преемственности ценностей поколениями в наибольшей степени связан с фактором «этническая принадлежность». Этническая принадлежность – это категория, определяемая этническим самосознанием и концентрируемая в культуре как совокупности этносоциальных ценностей и этнических единиц групповых норм и в психике.

В меньшей степени процесс преемственности ценностей поколениями связан с фак-тором «гендерная дифференциация». Для анализа этносоциальных ценностей, связанных с фактором «гендерная дифференциация» мы использовали понятия «гендерная картина мира» и «гендерные доминанты сознания». Под гендерной картиной мира мы понимаем существующую в самосознании субъекта систему этносоциальных ценностей и этниче-ских единиц групповых норм, сквозь которые преломляется социальная дифференциация пола. В гендерной картине мира этносоциальные ценности и этнические единицы групповых норм образуют иерархически организованную систему.

Гендерная доминанта сознания проходит сквозь данную иерархию, связанную с культурной спецификой субъекта.

C процессом преемственности ценностей фактор «феномен поколения» связан меньше, чем факторы «этническая принадлежность» и «гендерная дифференциация». Эт-носоциональные ценности усваиваются в процессе социализации поколения. Каждое по-коление и по прошествии десятилетий будет по-прежнему в основном демонстрировать ценности, характеризовавшие их в период первичной социализации. Изменению может подвергнуться лишь иерархия этих ценностей. Поэтому мы можем рассматривать поколе-ние как носителя этносоциальных ценностей и этнических единиц групповых норм, усвоенных, в основном, в процессе первичной социализации поколения.

По нашим данным, в русской выборке просматривается феминистская картина мира, в осетинской – традиционно-патриархальная картина мира. У народа с традиционно-патриархальной картиной мира существует большая преемственность ценностей между поколениями.

Ценности старшего поколения русских и осетин – это ценности социалистического образа жизни, носящие для них, в целом, характер терминальных ценностей. Ценности среднего поколения – это ценности периода кризиса социалистического образа жизни, носящие для них, в целом, характер инструментальных ценностей. Ценности младшего поколения – нигилизм, отрицание ценностей социалистического образа жизни.

В период кризиса общественной системы происходит нарушение механизма преем-ственности ценностей поколениями. Действенность или неэффективность системы ценностей идентифици-руется младшим поколением с носителями этих ценностей – средним и старшим поколениями. В свою оче-редь, среднее и старшее поколения переживают в этих условиях процесс вторичной социализации. Проти-воречия создают состояние «двойного кризиса» в процессе преемственности ценностей поколениями.

В такой ситуации значимость фактора «этническая принадлежность» способствует большей преемственности ценностей поколениями.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Паксютова Валерия Викторовна ОТНОШЕНИЕ К РЕКЛАМЕ КАК К СОЦИАЛЬНОМУ ЯВЛЕНИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ КУЛЬТУР
С.Ю. Лавренчук ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ: ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
К. В. Ким ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАРОДА САХА
ПОКОЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ПОКОЛЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ДЕЛАМИ
ВРЕЗКА 16.МЕЖДУ ДВУМЯ ПОКОЛЕНИЯМИ
ПОКОЛЕНИЕ ПИОНЕРОВ
КОММУНИКАЦИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ
Признание ценности мудрости против признания ценности физических сил
Егоров А.Ю. НАРКОМАНИЯ И ПРОБЛЕМА ВЫРОЖДЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ III ПОКОЛЕНИЯ
Хуторных Е.П. Конфликт установок общества и старшего поколения: про-шлое, настоящее, будущее
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Осьмак Е. О. ДИНАМИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭМИГРАНТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗ РОССИИ В США
Казаковский А. В. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Шевырёва Анна Сергеевна ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ МОЛОДОГО И СРЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТОВ
Добавить комментарий