Кильдишев Артем Вячеславович Михеева Тамара Витальевна ДУХОВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Понятие «духовность» изучается рядом гуманитарных и социальных наук и употребляется учеными для обозначения уровня совершенства индивида, группы, общества. Причинами актуальности формирования духовности являются и психологические аспекты, связанные с особым внутренним миром человека, его представлениями о добре и зле, помощи и милосердии, любви и сострадании и т. д. По мнению психологов, возникает «сумеречная зона», дуальность в сознании человека, отражающая вечное стремление к прекрасному, к выполнению морально-нравственных императивов, заложенных в подсознании (по З. Фрейду), а стремительный ход времени, событий, значительное количество эрзац-предметов, событий не дают полностью реализовать высшие потребности и т. д.

Природу человека, его сознание, характер исследует психология. Среди западных ученых эта проблематика особенно широко представлена в трудах представителей гуманистического психоанализа:

Э. Фромма, А. Маслоу, К. Хорни, К. Роджерса и др. В своих

трудах

Э. Фромм раскрывает этические категории: добродетель, порок, совесть, зло и т. п., связывает их с субъективными состояниями индивида, характером, его силами. Он пишет: «Силой разума человек способен проникать в глубь явлений, понимать их сущность. Силой любви он может преодолевать преграды, отделяющие людей друг от друга». Ученый исследует тесную, органическую связь психического здоровья индивида и общества. А. Маслоу анализирует и описывает жизнь известных людей, их культурный и научный потенциал. А. Маслоу полагает, что подход к внутреннему миру ввиду исключительности, феноменальности духовных ценностей человеческого бытия может быть гуманистическим, а наука как часть культуры должна быть моральной.

В трудах российских авторов отмечается неизменный интерес к нравственности и духовности. Так, Н. А. Бердяев писал, что рождение Бога в человеке означает обогащение и поднятие человека, который обретает опыт истины. А рождение человека в Боге обогащает божественную жизнь: «Есть нужда человека в Боге, и есть нужда Бога в человеке».

В сложных условиях советского периода отечественные ученые смогли сохранить свою индивидуальность, гуманистическое содержание мысли. Жизнь и научная деятельность В. М. Бехтерева Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Уманского и др. — образец духовности.

Для развития нравственности могут быть использованы современные психотехнологии. Обобщенно — это область практического использования психологических техник управления людьми для достижения желаемого результата.

В заключении отметим, что понятие «духовность» и его психологические аспекты являются жизненными и выходят за рамки представленных суждений, нуждаются в детальном освещении. Необходимые компоненты формирования духовности — широкое гуманистическое развитие, познание специфики психотехнологий.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Т.В. Михеева, А.Н. Михеева ИНТРОСПЕКЦИЯ КАК МЕТОД САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Соловьева СВОЙСТВО АГРЕССИВНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
Слепухина А.В. Духовность личности как проблема современной психологической науки
Углова Тамара Валентиновна ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ.
Стырова Ольга Витальевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПОТЕРЯВШИХ РОДИТЕЛЕЙ
Рядченко Алеся Витальевна ПОСЛОВИЦЫ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Козлова Мария Витальевна ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ИМЕЮЩИМ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩЕЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ
Михеева А.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ, СТОЛКНУВШИМСЯ С ПРОБЛЕМОЙ ВВЕДЕНИЯ ФГОСОВ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ТРУДОВОЙ ЭТИКИ
«КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 4. ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК НЕОФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Мирчук Игорь Вячеславович К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ЭТНИЧНОСТЬ»
Добавить комментарий