К. В. Ким ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАРОДА САХА

Современное общество предлагает человеку разнообразные основания для самоопределения, в том числе и совершенно не характерные для предыдущих поколений. Возникают новые субкультуры, но никто не отменял первичные основы для определения себя, такие как тендерные, семейные, этнические. В то же время процессы глобализации и интеграции в современном мире, вызывая ощущение нестабильности, актуализируют именно первичные, базовые основы для определения себя в мире. Этническое самосознание позволяет человеку ощутить защищенность. При определении понятия «этническое самосознание» можно выделить два основных подхода: 1) этническое самосознание рассматривается как часть этнического сознания (В.И. Козлов, Н.Н. Чебоксаров, В.Ю. Хотинец и др.); 2) этническое самосознание рассматривается в контексте самосознания личности в целом (B.C. Мухина).

Мы понимаем этническое самосознание исходя из первого подхода, а именно как часть этнического сознания человека, выражающееся в чувстве принадлежности к определенной этногруппе, основанное на представлениях об этнодифференцирующих и этноинте- грирующих признаках. Большинство авторов выделяют в структуре этнического самосознания два компонента: этническая идентичность (т. е. осознание себя членом определенной этнической общности); этносоциальные представления (авто- и гетеростереотипы, представление об общей истории и пр.).

Предметом нашего исследования являются этносоциальные представления. Под этносоциальными представлениями понимаются когнитивные образования этнического самосознания, отражающие этническую жизнь человека. Метод исследования — метод свободных описаний. Исследование является пилотным, выборка составила 30 человек. Респондентами выступили студенты Северо-восточного федерального университета, представители этноса саха. Распределение по полу равномерное. Средний возраст респондентов 23 года. Были получены следующие результаты. В этносоциальных представлениях народа саха выделены 5 основных блоков.

1. Коллективистская ориентация (38,97%). К ней относятся такие стереотипы поведения и характера, как гостеприимство, щедрость, взаимопомощь, терпимость, доверчивость.

Вероятнее всего, примат данной ориентации характерен для культур с традиционным укладом, к которым относится этнос саха, где сплоченность, взаимопомощь и пр. являются нормой.

2. Ориентация на духовные ценности (17,28 %). К данной ориентации можно отнести такие характеристики, как совестливость, альтруизм, широта души, мудрость и др.

3. Ориентация на лучшее будущее (12,87 %).

4. Ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем (12,5 %). Эта ориентация более выражена у народа саха. Мы связываем это с представлениями о территории расселения народа саха как климатически экстремальной. Проживание в данном ареале формирует у человека стремление выжить. Проблему выживания ставит перед человеком уже сама природа. Видимо, в связи с этим данный блок имеет больший удельный вес (в сравнении с результатами предыдущего исследования).

5. «Ориентация на борьбу». В данный блок вошли такие стереотипы поведения и черты личности, как агрессивность, сила, воинственность, смелость. Этот блок имеет достаточно большой удельный вес — 18,38 %. Как нам кажется, причина выделения данного блока в структуре этносоциальных представлений народа саха напрямую связана с увеличением удельного веса блока «ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем». Народ саха населяет территорию с экстремальным климатом, для выживания на которой необходимо было сформировать черты личности, ориентированные изначально на борьбу с природными явлениями (полярная ночь, холод зимой и жара летом), — силу, храбрость, активность. В дальнейшем, в процессе онтогенеза этноса на базе данных качеств были сформированы стереотипы поведения и устойчивые черты личности, необходимые для борьбы как с явлениями природы, так и с возможными врагами.

Таким образом, выявлено, что этносоциальные представления определяются базовыми ценностными ориентациями этноса.

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ 10-0б-9075б-моб_ст.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
НАФАНАИЛОВА М.С. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ САХА
КИБИЗОВА Э.Э. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОС РОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
К. В. Ким, Г. С. Докторов ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ И ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
Ким В. В. , Шалашова Е. О. , Москалёва Ю. С. ВЫБОР ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ
О.В. Суковатова, Э.Ф. Ким, Ю.В. Батлук СОПРОВОЖДЕНИЕ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
Глава 3. СОЗДАНИЕ НАРОДА
ЦИФРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ
ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КАВКАЗА: ПОТЕНЦИАЛ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ТРАДИЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ
Додина Резида Рустамовна МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НАРОДОВ ТАТАРТАНА
Анализ методологии исследований социальных представлений
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Дукман А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНСТРУКТИВНОМ ОБЩЕНИИ
Глава 1. КОММУНИКАЦИЯ ЭТО VALIUM НАРОДА
Инденбаум Е.Л. НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
1.1. Развитие представлений о предмете исследований в метакогнитивизме
ПЕРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Добавить комментарий