КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО?

В научной психологии найдется не так уж много вопросов, интерес к которым не угасает на протяжении тысячелетий. Проблема комического, будучи одним из них, стоит в ряду таких трудноразрешимых междисциплинарных загадок, как возникновение психики, происхождение языка и речи, природа творческой активности. Практическая психология давно осознала богатый потенциал комического материала. Существуют целые организации, посвященные внедрению терапевтического юмора в раз-личные сферы жизни (например, AATH — Assotiation for Applied and Therapeutic Humor). При этом ситуация в данной области знаний аналогична той, которая сейчас сложилась в психологии вообще: практика намного опережает теорию. Парадоксальность такого положения (активное практическое применение феномена, который до сих пор не удалось непротиворечиво и полностью вписать ни в одну из существующих психологических концепций) усугубляется тем, что помимо прикладной ценности, комическое содержит в себе немало вопросов, представляющих чисто теоретический интерес. Например, какие психические процессы лежат в основе продуцирования и понимания комического материала? Является ли способность воспринимать смешное сугубо человеческой прерогативой, или ее зачатки присутствуют у высших животных? Наконец, как устроены разные виды комических текстов: им всем при-суща одна и та же ядерная структура, или для каждого характерно особое когнитивное устройство?

В настоящее время среди многообразия теоретических подходов к комическому в качестве наиболее перспективного направления выделяется когнитивная психология юмора, которая акцентирует внимание на механизмах понимания смешного и закономерностях его когнитивной переработки. В целом, разделяя методологические основания такого подхода, мы осознаем связанные с ним ограничения, которые становятся очевидными в процессе исследовательской работы. Так, одной из проблем, затрудняющих качественное исследование когнитивной механики процесса понимания комического, является «неуловимость» интеллектуальных преобразований, приводящих к реконструкции смыслового инварианта шутки. Точно так же, как это происходит при работе интеллекта с любым другим материалом, сам носитель мышления не осознает поэтапную развертку процесса когнитивной реконструкции смысла комического текста. Если мыслительная переработка материала не вызывает затруднений, она протекает в психике субъекта очень быстро и, как правило, почти не осознается. В сознании оказывается представлен только конечный продукт понимания — смысловой инвариант комического текста, встроенный в систему субъективных смысловых репрезентаций действительности, имеющуюся у реципиента. Кроме того, сознанию бывают доступны отдельные компоненты субъективной психической продукции, опосредующей понимание, — так называемые субъективные проекции (эмоционально окрашенные образные репрезентации, наполненные личностным смыслом ассоциации, отношение к сюжетным или стили-стическим особенностям комического материала), а также затруднения, возникающие в ходе мыслительной работы. Основное же содержание когнитивной переработки комического материала, динамика вычленения его смыслового инварианта остается скрытой как от стороннего наблюдателя, так и от самого субъекта. В то же время именно эта динамика, составляющая самую суть внутрипсихической «кухни», и является самым ценным, с точки зрения когнитивного подхода, объектом изучения. Несмотря на методические трудности, связанные с невозможностью прямого наблюдения этих процессов, косвенные данные позволяют сделать некоторые заключения относительно закономерностей их протекания. В роли таких данных выступают образные репрезентации содержания шуток, с одной стороны, отражающие ход мыслительных преобразований, ведущих к пониманию смыслового инварианта, а с другой — во многом определяющие продуктивность интеллектуальной работы. Одной из теоретических проблем, встающих на пути психологического анализа образной продукции, опосредующей понимание комического, является трудность отделения тех вторичных образов, которые реально участвуют в мыслительной деятельности субъекта, от образов-фантазий, которые возникают апостериорно в процессе словесной реконструкции испытуемым этапов процесса понимания. Кроме того, большинство испытуемых, ориентируясь на житейские представления о психических явлениях, понимают термин «образ» исключительно как феномен зрительной модальности. В соответствии с этими представлениями они неосознанно стремятся «подыграть» экспериментатору, помимо воли переводя фактически возникающий в психике образный материал (который потенциально может принадлежать к любой модальности) на зрительный язык.

Тем не менее, анализ эмпирических данных показывает, что визуальные образные компоненты играют далеко не главную роль в процессе понимания. Результаты основных интеллектуальных преобразований «записаны» на языке не зрительных, а кинестетических образов, которые выполняют функцию свернутых мыслительных операций и в сокращенном виде содержат в себе программу умственной деятельности. Анализ образной продукции испытуемого, возникающей в процессе реконструкции смыслового инварианта комического, позволяет говорить об иерархической организации продукта интеллектуальной деятельности и существовании уровней понимания, соответствующих различным ступеням когнитивной переработки текста. Эти уровни отличаются друг от друга полнотой считанной с исходного материала информации, а также количеством и степенью обобщенности связей, мысленно выстроенных реципиентом между отдельными ее элементами. Уровневую организацию феномена понимания можно сравнить с уровнями формирования перцептивного образа, последовательно проходящего в своем становлении несколько фаз — от «аморфного пятна», несущего минимальный набор сведений об отображаемом объекте, до максимально адекватного его отражения во всей полноте характеристик и свойств. Так, в иерархии уровней понимания нижнюю позицию будет занимать такая интеллектуальная репрезентация комического текста, в которой отсутствует осознание логических связей между различными его частями. Многозначность ключевых слов, обеспечивающая возникновение эффекта комического, не осознается реципиентом, а соответствующие их разным значениям ментальные пространства не разводятся, «слипаясь» друг с другом и образуя в психике субъекта синкретические соединения. Такие соединения, будучи продуктом психической деятельности испытуемого, субъективно переживаются им как осмысленные, но на деле представляют собой интеллектуальные артефакты, препятствующие реконструкции подлинного смысла комического текста. Неожиданная развязка шутки при этом оценивается реципиентом как странная, непонятная и чужеродная. Комический эффект либо отрицается вовсе (шутка описывается испытуемым не как шутка, а как странный рассказ), либо приписывается не несущим комической нагрузки сюжетным событиям. Напротив, эталонное, идеальное понимание будет соответствовать качественной проработке всей существенной информации, присутствующей в исходном тексте шутки, с учетом всех деталей (культуральных реминисценций, цитат, фигур умолчания). Для того, чтобы достичь этого уровня понимания, реципиенту необходимо осознать все задействованные в шутке значения ключевого слова или фразы и выстроить между ними родо-видовые отношения. Также ему необходимо сконструировать в своем психическом поле соответствующие разным значениям ключевых слов ментальные пространства — независимые друг от друга, но пересекающиеся в определенных точках. Эта способность часто связывается с умением субъекта построить в своей психике Тheory оf Мind — модель сознания Другого, — что позволяет ему посмотреть на ситуацию глазами каждого из участвующих в ней героев и учесть его мысли, намерения, представления о мире, которые отличаются от мыслей, намерений и представлений самого субъекта мышления. И хотя концепция Тheory оf Мind в настоящее время активно разрабатывается в когнитивной науке, среди исследователей до сих пор нет единого мнения о том, в каком возрасте у человека появляется эта способность, и присуща ли она другим видам живых существ. Наконец, к числу трудностей когнитивного подхода к комическому относится также и то, что испытуемым часто бывает трудно воспринимать и оценивать шутки «в чистом виде». Установка на работу со смешным приводит к тому, что юмористический компонент приписывается тексту на основе предварительных ожиданий реципиента, а не в результате действительной когнитивной переработки материала и его оценки. Если человек заранее знает, что ему предстоит работать с шутками или анекдотами, он склонен интерпретировать их именно как комические тексты даже в том случае, если объективные психологические данные указывают на то, что юмористический компонент не был понят. Опыт работы с комическими текстами позволяет утверждать, что они являются хорошей моделью для изучения закономерностей работы интеллекта и динамики процессов понимания.

Использование шуток и анекдотов предоставляет массу возможностей для более глубокого изучения фундаментальных психологических проблем с позиций когнитивного подхода и открывает перспективы для неожиданного пересмотра уже имеющихся данных.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
М. В. Мусийчук, С. В. Мусийчук ЮМОР В ОБРАЗОВАНИИ ЗА РУБЕЖОМ ЧЕРЕЗ КОГНИТИВНО - АФФЕКТИВНУЮ МОДЕЛЬ КОМИЧЕСКОГО
6.6.2. КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ САПР
О ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕРЬЕЗНОГО И КОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПОНИМАНИЯ КОМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДЕНЦЕВ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНЕРУ
К. В. Ким, Г. С. Докторов ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ И ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР
Горбань А.Е., Милютина Е.Л. Междисциплинарные аспекты изучения проблемы наркозависимости
БОЛОТОВА Е.В., ХРАМЦОВ Б.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Жигэу Е.И. ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Иванов А. А. Гришакова Е. М. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЙ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ СЕНСОМОТОРНЫХ ЗАДАЧ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ
ПОНЯТИЕ «НАЦИЯ» КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Щербакова Ольга Владимировна МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В СУБТЕСТЕ «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» WAIS И WISC-III
БЕЛИНКАЯ А.Г. КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬИ ТИП КОГНИТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
КОГНИТИВНАЯ ПРОСТОТА — КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ.
Добавить комментарий