Когнитивный стилькак принцип типологического анализа культуры

В последнее время растет интерес к относительно новой научной и учебной дисциплине – культурологии. Ценность новой концепции общественных наук несколько снижается тем, что нет единого подхода к ряду основополагающих понятий, нет единой научной парадигмы культуры. Между тем, разнообразие подходов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди главных недостатков такого состояния в науке является то, что зачастую противоположным образом оцениваются одни и те же явления и факты. А в случае с культурологией следствием различных подходов являются и разные, иногда взаимоисключающие прогнозы и рекомендации. Одной из таких проблем, нуждающихся в разрешении, является создание адекватной типологии культур.

Существующие типологии культур опираются на различные концепции культурного развития, которые можно свести в основные парадигмы – линеарного общественного развития и культурного полицентризма. Концепция линеарного развития и вытекающие из нее типологии культур уже достаточно критиковались в современной научной литературе. Однако типологии культур, восходящие к М.Веберу, А.Тойнби, П.Сорокину, О.Шпенглеру и другим ученым, сторонникам концепции культурного полицентризма, также достаточно противоречивы. Разрешить проблему может использование методологии естественных наук.

Уже К.Г.Юнг выделил психологические типы, которые связал с культуральными различиями, называя их «восточным» и «западным» типами мышления. После разработки Р.Сперри проблем межполушарной функциональной асимметрии мозга ясно обозначается сходство особенностей когнитивного стиля и типов мышления, с одной стороны, и культуральных особенностей мышления и типов культуры – с другой.

Для краткости именуя когнитивный стиль, определяемый функционированием одного из полушарий, правополушарным и левополушарным мышлением, обозначим особенности мышления обоих типов. Левополушарное мышление – это рациональное, аналитическое, вербальное, логическое, знаковое мышление. Для него характерна дискретность, категориальность, номинативность. Оно так организует материал, что может извлечь только однозначный контекст, являющий из себя логическую структуру. Преобладает аналитический способ освоения действительности, сукцессивная стратегия. В деятельности доминирует активный компонент, способность к экспериментальному познанию мира.

Временной аспект характеризуется направленностью в будущее. Законы этого типа мышления описываются формальной логикой.

Правополушарный тип мышления – образно-чувственный. Это целостное мышление, для которого характерны континуальность, симультанность. Это интуитивные, иррациональные способы познания. Правополушарный тип диагностируется преобладанием в языке прилагательных, а в мышлении – оценочных категорий. Временной аспект – направленность в прошлое. Законы этого мышления еще не изучены.

Эта схема различий детально совпадает с культуральными особенностями мышления Запада и Востока. Для Запада характерны интеллектуализм, логико-символическая структура познания, атомарный характер языка, преобразующее отношение к природе, направленность в будущее и прогностическое мышление. Следствием этого является преобладание точных наук и возникновение технической цивилизации. В социальной сфере активность и дискретность формируют ощущение равенства, чувство индивидуализма, агонизм (соревновательность) в межличностных взаимоотношениях. Доверие к фиксированным нормам права соотносится с однозначностью восприятия мира.

На Востоке в сфере познания превалирует интуитивизм, иррационализм, дескриптивность. Выражением этого является целостность иероглифического знака. Мир воспринимается как целое, каждая часть которого голографически повторяет свойства этого целого. Взамен стремления к преобразованию природы – созерцательность, стремление к адаптации, принцип ненарушения целого. Результатом такого мировосприятия и мышления явилась нетехническая цивилизация или, как ее иногда называют, духовно ориентированная цивилизация Востока. Познание направлено на постижение единой высшей сущности. Именно поэтому «Все религии с Востока». В социальной сфере это порождает принцип приоритета общественных целей и безразличие к личности.

Таким образом, если понимать под цивилизацией не уровень общественного и технического развития, а совокупность социокультуральных характеристик, то различия в способах мышления, порожденные функциональной асимметрией полушарий головного мозга, точно совпадают с глобальными цивилизационными различиями.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
21.7. ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТИПОЛОГИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ
Глава II ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Е.Е. Алексеева АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ
Богданова Евгения Владимировна КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Анализ принципов построения стандартных методик экспертной оценки
ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ: СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ АНАЛИЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
ГЛАВА III ПРИНЦИПЫ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТРУДОВОЙ И ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шестиловская Н.А. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ТипОВ организационной культуры
ШЕСТИЛОВСКАЯ Н.А. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ
7.3. Психология. Техника. Культура. (Проблемы психотехнического анализа и синтеза)
3.4.3. МИКРОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Анализ результатов проведенных патопсихологических методик и СТУДЕНТОВ СГУ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ на первом курсе
Добавить комментарий