КОЖИНА Н. В., КОЗЛОВСКАЯ В. Н. ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ В ИЗМЕНЁННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ

Проблема представленности автобиографической памяти (АП) личности в изменённых состояниях сознания (ИСС) практически не обсуждается в современной научной литературе.

Существует огромное количество статей и книг, посвящённых изменённым состояниям сознания как таковым или в связи с отличными от АП сферами психического. Имеются труды по психологии автобиографической памяти (в частности, на русском языке таковым является книга В.В.Нурковой «Свершённое продолжается: психология автобиографической памяти личности», в которой изложен подход автора к проблематике АП, на который мы будем опираться в данной работе). Однако проблема связи АП с ИСС до сих пор остаётся неразработанной в научной психологии.

При попытке связать проблематику автобиографической памяти с областью изучения изменённых состояний сознания, нами был выдвинут ряд взаимосвязанных друг с другом гипотез:

События, зафиксированные в АП субъекта, представлены в ИСС в виде галлюцинаторных образов, поскольку мы опираемся на точку зрения, что в ИСС превалирует наглядно–образный тип мышления, в силу регрессии сознания на более древние уровни функционирования.

Особенность представленности в галлюцинациях различного рода событий АП (ярких, важных, переломных и сущностных по классификации В.В.Нурковой) подчиняется определённой закономерности. Закономерность эта состоит в том, что яркие события АП проявляются в ИСС в виде образов конкретной ситуации, являющейся содержанием яркого автобиографического воспоминания, а все остальные виды событий предстают в символическом виде.

Материалом для иллюстрации наших гипотез послужили примеры автобиографических воспоминаний Томаса де Квинси, изложенных им в книге «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум».

При попытке объяснения механизмов изучаемого нами явления мы опирались на психологическую теорию деятельности А.Н. Леонтьева.

Как известно, с точки зрения Леонтьева, каждый образ состоит из трёх частей: чувственной ткани, значения и личностного смысла.

Мы предположили, что характер представленности событий АП в изменённых состояниях сознания зависит от личностного смысла этих событий для субъекта.

Личностные смыслы образов воспоминаний, в свою очередь, различаются по степени осмысления человеком событий, представленных в них.

В соответствии с этим мы можем выделить континуум воспоминаний, в большей или меньшей степени нагруженных личностными смыслами. На одном из полюсов этого континуума будут находиться образы воспоминаний АП, наименее проработанные человеком; а на другом – образы воспоминаний, которые оказались наиболее значимыми в жизни отдельно взятого человека и, следовательно, были в наибольшей степени переосмыслены им.

Мы предполагаем, что наименее переработанными являются яркие воспоминания, а наиболее переработанными – сущностные.

В соответствии с этим можно утверждать, что сущностные воспоминания представлены в ИСС в виде символических образов потому, что их больший личностный смысл заставляет индивида так или иначе постоянно обращаться к ним и изменять их тем или иным образом, насыщая всё большим количеством значений. Яркие же воспоминания содержат в себе образы конкретной ситуации потому, что являются всего лишь «отпечатками» прошедших событий.

Конечно, при возникновении в ИСС образы ярких воспоминаний претерпевают значительные искажения, и мы ни в коем случае не можем утверждать, что они будут полностью соответствовать образам яркого воспоминания АП, появляющимся в обычном состоянии сознания. Мы лишь считаем, что центральный образ яркого воспоминания проявится в ИСС в неизменном виде, хотя и окажется причудливо переплетённым (по законам ИСС) с чередой других образов.

Итак, мы предположили, что яркие воспоминания проявляются в ИСС в галлюцинаторных образах конкретной ситуации, являющейся содержанием этого воспоминания, сущностные же и остальные формы воспоминаний, имеющие важное значение для формирования «Я–концепции» субъекта, представлены в форме символов, так как эти воспоминания обычно имеют большой личностный смысл для субъекта и охватывают достаточно продолжительный период жизни человека, в отличие от ярких воспоминаний. Следовательно, эти воспоминания нагружены большим количеством значений, которые не могут быть одновременно представлены в сознании субъекта и проявляются, поэтому в виде символов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Е.Е. Стеценко СОБЫТИЙНАЯ СТРУКТУРА АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ
Козловская Г.Ю. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СОЗНАНИЯ.
2.4 Психология личности. Черты личности, патологические и возрастные психологические изменения личности.
С.Ю. Лавренчук ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ: ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Холотропные состояния сознания
Агрегатные состояния и их изменения
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
МОТИВАЦИОННОЕ И ВОЛЕВОЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛОКУСЕ ЛИЧНОСТНОЙ КАУЗАЛЬНОСТИ
Добавить комментарий