КОЖНОЕ ЗРЕНИЕ: СИСТЕМА ТАКТИЛЬНО-ВИЗУАЛЬНОГО ЗАМЕЩЕНИЯ

Вторым возможным способом кожной коммуникации является

Вторым возможным способом кожной коммуникации является

использование кожного покрова для непосредственного восприятия визуальной информации. Группой исследователей была разработана система тактильно-визуальной замещения для преобразования визуального образа непосредственно в соответствующую образную картину кожного реагирования (White et al., 1970; Collins, 1971). Схема этой установки представлена на рис. 16.14. Установка для реализации спо-

13. Положение руки слушателя, воспринимающего речь по методу Тадомы

Рука слепоглухого «слушателя» касается лица и шеи говорящего человека. Большой палец «слушателя» находится в вертикальном положении, и его кончик касается верхней губы говорящего, а мизинец прижат к его нижней челюсти (к височно- мандибулярному сочленению), а остальные пальцы веером лежат на его щеке. «Слушатель» воспринимает информацию, непосредственно связанную с артикуляцией: стимуляцию, источниками которой являются движения губ и челюсти говорящего, колебания гортани и воздушный поток, выходящий изо рта. (ИСТОЧНИК. J. М. Loomis and S. J. Lederman. «Tactual perception». In Handbook of Perception and Human Performance.

Vol. II. New York: John Wiley, 1986, p. 311 -9)

14. Схема установки для реализации способа замещения

14. Схема установки для реализации способа замещения

визуальной стимуляции тактильной (Источник• В М White, F A Saunders, L Scadden, Р Bach-y Rita and С С Collins Seeing With the Skin Perception & Psychophysics, 7,1970, p 26)

соба замещения визуальной стимуляции тактильной состоит из

соба замещения визуальной стимуляции тактильной состоит из

установленной на треноге телевизионной камеры, играющей роль «глаза» и связанной с матрицей размером 20 х 20 из 400 вибраторов, которая вмонтирована в стационарно зафиксированное зубоврачебное кресло (рис 1615) Электроника трансформирует видеоизображение таким образом, что вибратор активен тогда, когда оно попадает на

15 Матрица вибраторов, вмонтированная в спинку кресла (Источник» В М White, F A Saunders, Р Bach-y-Rita and С С Collins Seeing With the Skin Perceptions Psychophysics, 7,1970, p 26)
освещенный участок «поля зрения» видеокамеры. В тот момент, когда в объектив камеры попадает изображение, испытуемый, сидящий в кресле и прижимающийся спиной к его спинке, стимулируется определенным образом. Так, когда испытуемый разворачивает телевизионную камеру, паттерны интенсивности света, попадающие в ее объектив, дублируются паттернами вибрации, стимулирующими кожу спины испытуемого.

Результаты этого грубого тактильного представления визуального изображения поражают. После непродолжительного знакомства с системой испытуемые, как слепые, так и зрячие с завязанными глазами, могли воспринимать некоторые несложные визуальные дисплеи. Когда у испытуемых была возможность «сканировать» фигуры, поворачивая камеру, простые геометрические формы — круг, треугольник и квадрат — распознавались совершенно точно, а ошибки исправлялись немедленно.

Более того, опытные наблюдатели могли распознавать объекты и описывать их расположение на столе, когда камера направлялась на них сверху, под углом к горизонту, примерно равным 20°. Некоторые из предъявлявшихся объектов частично перекрывались объектами, расположенными на переднем плане, при этом определенные признаки глубины и удаленности, содержавшиеся в визуальной сцене, присутствовали и в соответствующем ей тактильном представлении. Одним из признаков расположения объекта в глубине было его расположение на вертикальной линии кожного дисплея: чем дальше лежал объект на столе, тем выше он располагался на тактильном дисплее.

Второй признак тактильного восприятия глубины основан на знакомой читателям обратной зависимости между величиной сетчаточного образа и физической удаленностью объекта от наблюдателя (подробно этот вопрос рассмотрен в главе 10 при описании константности восприятия размера).

Изменение величины сетчаточного образа, всегда сопровождающее изменение расстояния между объектом и наблюдателем, также отражено в тактильных дисплеях, создаваемых системой тактильно-визуального замещения. Одним из тех, кто испытывался на описанной выше установке, был слепой психолог, который в течение многих лет рассказывал своим ученикам об этой обратной зависимости между сетчаточным изображением объекта и его физической удаленностью от наблюдателя, но по понятной причине ни разу не испытал этого на собственном опыте. Его ощущения от увеличения тактильного изображения по мере того, как объект оказывался все ближе и ближе к камере, и от его уменьшения, когда расстояние между камерой и объектом увеличивалось, можно назвать настоящим откровением.

Для эффективной работы на установке при реализации способа замещения визуальной стимуляции тактильной чрезвычайно важны некоторые обстоятельства. Принципиальное значение имеет положение телевизионной камеры: оно не должно быть фиксированным и испытуемый должен активно контролировать его. Когда испытуемые поворачивают камеру, «рассматривая» с ее помощыб фигуры, образующие визуальный дисплей, одновременно изменяется и активность вибраторов, без чего невозможно осмысленное восприятие тактильной стимуляции.

Результатом дальнейшего усовершенствования способа замещения визуальной стимуляции тактильной явилось как расширение его возможностей, так и увелич- ние объема «сообщаемой» им тактильной информации. Для этой цели были разра-

16. Тактильный дисплей для восприятия визуальной информации пальцем и ладонью

Дисплей состоит из матрицы, образованной примерно 4000 булавок с закругленными тупыми концами, меняя высоту которых можно воспроизвести паттерн конкретного стимула. Расстояние между булавками — 2 мм, общая площадь дисплея -120 х 120 мм. В качестве примера представлен паттерн ладони. (Источник: Shimisu, Saida & Shimura, 1993, p. 45)

ботаны различные варианты тактильных дисплеев, предназначенные для использования в сочетании с различными участками кожного покрова, в том числе с животом и лбом (Cholewiak & Sherrick, 1981), а также с кончиками пальцев и ладонью (Craig & Johnson, цит. по: Amato, 1992; Lambert & Lederman, 1989; Shimizu, 1986; Shimizu, Saida & Shimura, 1993; Jansson, 1999). Тактильный дисплей, форму и паттерн которого способны воспринимать незрячие люди, представлен на рис. 16.16.

На базе сложной тактильной информации незрячий человек способен понять многие аспекты зрительного восприятия пространства (Kennedy, 2000). Не исключено, что восприятие формы слепыми, основанное на тактильной информации, базируется на многих из тех пикториальных признаков, на которых базируется и восприятие формы зрячими людьми (D’Angiulli et al., 1998). Ощупывая «корректные» в пикториальном смысле этого слова поверхности, незрячие люди без труда понимают, каким образом на плоскости изображаются глубина, удаленность, наклон, градиенты текстуры, относительный размер и некоторые взаимосвязи между объектами (например, соотношения «фигура—фон» или «передний план»—«задний план») (Heller, 1991; Heller et al., 1996; Holmes et al., 1998; Kennedy, 1983; Kennedy & Campbell, 1985; Kennedy et al., 1991). Специально для тактильного восприятия слепыми создан ряд сложных и содержащих различные пространственные детали произведений искусства, включая скульптуры и барельефные фрески (Good, 1988; Kennedy, 1993; Kennedy, 1997, p. 65).

В следующем разделе мы расскажем о том, как сочетание кожной стимуляции с информацией о движении той или иной части тела и о ее положении в пространстве обеспечивает человека более подробными сведениями об окружающей обстановке.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
6.3.3. ТАКТИЛЬНЫЙ КАНАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ
ЗРЕНИЕ И ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ТАКТИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ГЛУХИХ
АКТИВНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК СЛОЖНОЙ ТАКТИЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ СИСТЕМА БРАЙЛЯ
ЗАМЕЩЕНИЕ.
ЗАМЕЩЕНИЕ
Кольцова А.А. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЗАМЕЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Скотопическое и фотопическое зрение
Стереоскопическое зрение
Стереоскопическое зрение
ТАКТИЛЬНЫЕ ПРОТЕЗЫ.
ЗРЕНИЕ И СТАРЕНИЕ
6.3. ТАКТИЛЬНЫЙ КАНАЛ
ГЛАВА ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ
ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И РЕЦЕПЦИЯ
ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ (COLOR VISION)
ГЛАВА ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА: МОНОКУЛЯРНОЕ И БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ
ТАКТИЛЬНАЯ СТЕРЕОГНОЗИЯ
Добавить комментарий